Integration of the content of education in the school textbook on natural science "Synergy" in the United Kingdom

 
PIIS181570410020698-2-1
DOI10.54884/S181570410020698-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Postgraduate student
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (71)
Pages191-201
Abstract

The article actualizes the problem of finding scientifically-based ways to improve a school textbook based on modern views on the post-non-classical stage of the development of science and the need to reflect them in the content of general education. In particular, the emphasis is placed on the integrity of scientific knowledge about the surrounding world. Based on the analysis of the content of the textbook “Combined Science: Synergy”, created in 2016 in the UK for secondary school, the didactic means (the main text, the apparatus of organization of assimilation, illustrative material, orientation apparatus) by which the textbook implements the principle of integrating the content of education are considered. This research of the means of implementing the principle of integration in a modern textbook reveals its focus on achieving one of the main education goals – the formation of a holistic scientific picture of the world.

 

Keywordsschool textbook on natural science subjects, didactic means, integration of the educational contents
Received16.06.2022
Publication date04.07.2022
Number of characters25596
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Поиск научно обоснованных путей обновления содержания школьного учебника является одной из важнейших задач педагогической науки в связи с тем, что актуальность учебника, его востребованность педагогами и учениками зависит от его соответствия состоянию науки, насущного для современного общества. Поэтому совершенствование школьного учебника является необходимым и постоянным процессом, заключающимся в поиске средств передачи знания, приближающего содержание образования к реальным жизненным ситуациям, а также к исследованиям в современной постнеклассической науке (Е. Н. Князева, В.В. Краевский, С.П. Курдюмов, В. С. Степин, Г. П. Щедровицкий) [1, 2].
2 Очевидно, что содержание учебника, нацеленное на отражение актуальных научных достижений, способствует развитию у учащихся навыков решения разнообразных задач, в том числе связанных со сложными синергетическими процессами, характерными для жизни каждого человека и окружающей среды в целом, что приводит к формированию целостной научной картины мира. Следует отметить, что среди многообразия средств обучения именно на школьный учебник, основывающийся на дидактических принципах, возложено требование к максимально эффективной, целостной реализации содержания образования. В этом контексте в международных исследованиях качества образования, проводимых по инициативе ЮНЕСКО, с учётом результатов лонгитюдных исследований PISA (Programme for International Student Assessment) и TIMMS (Trends in Mathematics and Science Study), ставятся вопросы о содержании учебника, отражающего актуальные достижения современной науки, а также о постановке заданий в учебнике, связанных с решением задач повседневной жизни человека и сохранения окружающей среды [3].
3 В данной статье представлены конкретные примеры средств реализации принципа интеграции в содержании учебника, точнее в его текстовых и внетекстовых компонентах, которые наряду с межпредметными связями являются дидактическим инструментом восстановления у школьников целостного представления об окружающем мире.
4 Анализ проблемы создания современного учебника. Процесс совершенствования школьного учебника носит постоянный характер, в частности, проводится пересмотр содержания учебников, пересматривается их федеральный перечень, создаются новые учебники и т.д. В отечественной практике модернизированы учебники для старших классов по естественнонаучным предметам (О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Н. С. Пурышева, С.А. Сладков, В. И. Сивоглазов и др.), по обществознанию (М. В. Кудина, М.В. Рыбакова., Г. В. Пушкарева и др.) и др. Одним из направлений совершенствования является создание интегрированных учебников для основной и старшей школы. Так, в 2013 г. создан учебник «Естествознание. Базовый уровень» (10 и 11 кл.) для учащихся общеобразовательных учреждений и классов гуманитарного, социально-экономического, информационно-технологического профиля. Как отмечают авторы, «новый учебный курс «Естествознание» рассматривает объекты и явления естественного мира в гармонии физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии» [4]. В этом учебнике систематизируются и обобщаются знания учащихся, полученные на предыдущем уровне образования, раскрывается общая логика развития естественнонаучного знания в историческом контексте. Актуальные проблемы современной науки авторами раскрываются в последней главе учебника для 11 класса «Естествознание на службе человека». Необходимо отметить исследовательский характер этого учебника. Авторы предлагают старшеклассникам провести проектные и исследовательские работы по тематике, с которой они сталкиваются в повседневной жизни [4].

views: 270

Readers community rating: votes 0

1. Laptev V.V., Pisareva S.A., Tryapitsyna A. P. Integratsiya v sovremennom obrazovanii: problema vzaimosvyazi didaktiki i metodiki obucheniya // Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena, 2019. S. 7-18.

2. Stepin V. S., Kuznetsova L.F. Nauchnaya kartina mira v kul'ture v tekhnogennoj tsivilizatsii. M., 1994. 274 s.

3. Pingel F. (2010) UNESCO Guidebook. On Textbook Research and Textbook Revision. Paris: Braunschweig.

4. Gabrielyan O. S., Ostroumov I. G., Purysheva N. S., Sladkov S. A., Sivoglazov V. I. Estestvoznanie. Bazovyj uroven'. 11 kl.: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nykh uchrezhdenij. M.: DROFA, 2013. 329 s.

5. Chikhacheva O.A., Sivirkina A. S., Arabchikova Yu. I., Asaeva T. A. STEM-tekhnologii v sovremennom obrazovanii // Sovremennoe obrazovanie: nauka i praktika. 2020. №1 (14). S. 26-31.

6. Geddis E. V. Issledovanie tendentsij reformirovaniya obrazovaniya sovremennoj shkoly Velikobritanii // Chelovek i obrazovanie. 2017. № 2 (51). S. 137-142.

7. Combined Science: Synergy. Student Book. Series edition E. Walsh. London, 2016.

8. Geddis E. V. Rol' integriruyuschej funktsii v shkol'nom uchebnike pri formirovanii tselostnogo predstavleniya o nauchnoj kartine mira // Chelovek i obrazovanie. 2021. № 4. S. 166-174.

9. Zuev D. D. Shkol'nyj uchebnik. M.: Prosveschenie, 1983. 319 s.

10. Okon' V. Vvedenie v obschuyu didaktiku. M.: Vysshaya shkola, 1990. 382 s.

11. Uchebnik fiksirovannogo formata: kontseptsiya sozdaniya i materialy k razrabotke / pod red. G. A. Bordovskogo. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2008. 351 s.

12. Aranova S. V., Andreeva N. D., Shurilova T. B., Panichkin A. V. Fenomen vizualizatsii v obrazovanii: kollektivnaya monografiya // pod nauch. red. S.V. Aranovoj. SPb.: Asterion, 2021. 134 s.

Система Orphus

Loading...
Up