Интеграция содержания образования в учебнике по естественнонаучным предметам «Синергия» для основной школы в Великобритании

 
Код статьиS181570410020698-2-1
DOI10.54884/S181570410020698-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Соискатель
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (71)
Страницы191-201
Аннотация

В статье актуализируется проблема поиска научно обоснованных путей совершенствования школьного учебника на основании современных взглядов постнеклассического этапа развития науки и необходимости их отражения в содержании общего образования. В частности, делается акцент на целостность, интегративность научного знания об окружающем мире. На материале анализа содержания учебника по естественнонаучным предметам «Синергия», созданного в 2016 году в Великобритании для основной школы, рассматриваются дидактические средства в компонентах учебника (основной текст, аппарат организации усвоения, иллюстративный материал, аппарат ориентировки), с помощью которых в нем реализуется принцип интеграции содержания. Исследование средств реализации принципа интеграции в современном учебнике выявляет его направленность на достижение одной из основных образовательных целей – формирование целостной научной картины мира.

 

Ключевые словашкольный учебник по естественнонаучным предметам, дидактические средства, интеграция содержания образования
Получено16.06.2022
Дата публикации04.07.2022
Кол-во символов25596
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Поиск научно обоснованных путей обновления содержания школьного учебника является одной из важнейших задач педагогической науки в связи с тем, что актуальность учебника, его востребованность педагогами и учениками зависит от его соответствия состоянию науки, насущного для современного общества. Поэтому совершенствование школьного учебника является необходимым и постоянным процессом, заключающимся в поиске средств передачи знания, приближающего содержание образования к реальным жизненным ситуациям, а также к исследованиям в современной постнеклассической науке (Е. Н. Князева, В.В. Краевский, С.П. Курдюмов, В. С. Степин, Г. П. Щедровицкий) [1, 2].
2 Очевидно, что содержание учебника, нацеленное на отражение актуальных научных достижений, способствует развитию у учащихся навыков решения разнообразных задач, в том числе связанных со сложными синергетическими процессами, характерными для жизни каждого человека и окружающей среды в целом, что приводит к формированию целостной научной картины мира. Следует отметить, что среди многообразия средств обучения именно на школьный учебник, основывающийся на дидактических принципах, возложено требование к максимально эффективной, целостной реализации содержания образования. В этом контексте в международных исследованиях качества образования, проводимых по инициативе ЮНЕСКО, с учётом результатов лонгитюдных исследований PISA (Programme for International Student Assessment) и TIMMS (Trends in Mathematics and Science Study), ставятся вопросы о содержании учебника, отражающего актуальные достижения современной науки, а также о постановке заданий в учебнике, связанных с решением задач повседневной жизни человека и сохранения окружающей среды [3].
3 В данной статье представлены конкретные примеры средств реализации принципа интеграции в содержании учебника, точнее в его текстовых и внетекстовых компонентах, которые наряду с межпредметными связями являются дидактическим инструментом восстановления у школьников целостного представления об окружающем мире.
4 Анализ проблемы создания современного учебника. Процесс совершенствования школьного учебника носит постоянный характер, в частности, проводится пересмотр содержания учебников, пересматривается их федеральный перечень, создаются новые учебники и т.д. В отечественной практике модернизированы учебники для старших классов по естественнонаучным предметам (О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Н. С. Пурышева, С.А. Сладков, В. И. Сивоглазов и др.), по обществознанию (М. В. Кудина, М.В. Рыбакова., Г. В. Пушкарева и др.) и др. Одним из направлений совершенствования является создание интегрированных учебников для основной и старшей школы. Так, в 2013 г. создан учебник «Естествознание. Базовый уровень» (10 и 11 кл.) для учащихся общеобразовательных учреждений и классов гуманитарного, социально-экономического, информационно-технологического профиля. Как отмечают авторы, «новый учебный курс «Естествознание» рассматривает объекты и явления естественного мира в гармонии физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии» [4]. В этом учебнике систематизируются и обобщаются знания учащихся, полученные на предыдущем уровне образования, раскрывается общая логика развития естественнонаучного знания в историческом контексте. Актуальные проблемы современной науки авторами раскрываются в последней главе учебника для 11 класса «Естествознание на службе человека». Необходимо отметить исследовательский характер этого учебника. Авторы предлагают старшеклассникам провести проектные и исследовательские работы по тематике, с которой они сталкиваются в повседневной жизни [4].

всего просмотров: 273

Оценка читателей: голосов 0

1. Лаптев В.В., Писарева С.А., Тряпицына А. П. Интеграция в современном образовании: проблема взаимосвязи дидактики и методики обучения // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 7-18.

2. Степин В. С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре в техногенной цивилизации. М., 1994. 274 с.

3. Pingel F. (2010) UNESCO Guidebook. On Textbook Research and Textbook Revision. Paris: Braunschweig.

4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Пурышева Н. С., Сладков С. А., Сивоглазов В. И. Естествознание. Базовый уровень. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: ДРОФА, 2013. 329 с.

5. Чихачева О.А., Сивиркина А. С., Арабчикова Ю. И., Асаева Т. А. STEM-технологии в современном образовании // Современное образование: наука и практика. 2020. №1 (14). С. 26-31.

6. Геддис Е. В. Исследование тенденций реформирования образования современной школы Великобритании // Человек и образование. 2017. № 2 (51). С. 137-142.

7. Combined Science: Synergy. Student Book. Series edition E. Walsh. London, 2016.

8. Геддис Е. В. Роль интегрирующей функции в школьном учебнике при формировании целостного представления о научной картине мира // Человек и образование. 2021. № 4. С. 166-174.

9. Зуев Д. Д. Школьный учебник. М.: Просвещение, 1983. 319 с.

10. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. 382 с.

11. Учебник фиксированного формата: концепция создания и материалы к разработке / под ред. Г. А. Бордовского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 351 с.

12. Аранова С. В., Андреева Н. Д., Шурилова Т. Б., Паничкин А. В. Феномен визуализации в образовании: коллективная монография // под науч. ред. С.В. Арановой. СПб.: Астерион, 2021. 134 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх