Диагностика подготовленности учителей иностранных языков к преподаванию обучающимся с особыми образовательными потребностями

 
Код статьиS181570410020696-0-1
DOI10.54884/S181570410020696-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: Аспирант
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Овладение иностранными языками может стать сложной задачей для обучающихся с дислексией, дисграфией, расстройствами аутистического спектра и другими особыми образовательными потребностями (ООП), так как предполагает обучение процессам чтения, письма и устной коммуникации на иностранном языке. В статье представлены результаты исследования, проведенного в ходе письменного опроса на выборке объема N=237 учителей иностранных языков из государственных и частных общеобразовательных школ, а также работающих в дополнительном образовании. Целью проведенного исследования было изучение информированности учителей об особенностях преподавания обучающимся с особыми образовательными потребностями, их знание нозологий, владение  применением особых подходов, техник и приемов в обучении таких учащихся. По результатам опроса выявлено, что подавляющее большинство учителей не проходили обучение работе с такими учащимися. Показано, что в работе с обучающимися с ООП учителя используют разнообразные приемы и техники, видоизменяя их с учетом возможностей таких учащихся. Обоснованы альтернативы традиционной оценке и контролю знаний обучающихся, в числе которых формирующее оценивание, целью которого является дополнительная мотивация обучающихся с ООП.

Ключевые словаинклюзия, инклюзивная школа, особые образовательные потребности, специальные образовательные условия, иностранные языки
Получено16.06.2022
Кол-во символов17535
Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Инклюзивное образование становится неотъемлемой частью современного образования. Ключевым документом, регулирующим внедрение инклюзивного образования в РФ, является Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [1], который гарантировал обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, утвердил статус инклюзивного образования в нашей стране, его виды и программы.
2 Умение работать с учащимися с ООП обозначено в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования – бакалавриате по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование».
3 Важность повышения эффективности работы с учащимися с ООП отражена в Перечне поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета от 24 сентября 2021 года [2]: «включение в образовательные программы среднего профессионального и высшего образования – программы бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» модулей по коррекционной педагогике и коррекционной психологии, направленных на формирование профессиональных компетенций по организации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью».
4 Таким образом, умение работать с учащимися с ООП является необходимым компонентом профессиональной деятельности учителей. Данное исследование проведено с целью изучения того, как учителя иностранных языков оценивают свою осведомленность о различных нозологиях и степень своей подготовленности к преподаванию учащимся с особыми образовательными потребностями, имеется ли у них опыт прохождения курсов повышения квалификации по данному направлению. Исследование также направлено на анализ используемых учителями подходов, техник и приемов в обучении таких учащихся и выявление альтернативных форм оценивания.
5 За последние годы различные аспекты обучения учащихся с ООП иностранным языкам были освещены в работах отечественных педагогов: общие вопросы инклюзивного образования [3], первостепенные задачи школьного инклюзивного образования [4], применение метода проектов на уроках [5], игровые технологии в обучении английскому языку учащихся с ООП [6], изучение английского языка учащимися с ООП в начальной школе [7], обучение детей с ООП английскому языку на этапе основного среднего образования [8], методические приемы обучения английскому языку учащихся с ООП [9].
6 Ряд авторов посвятили свои работы конкретным нозологиям. Так, Ю. Кормош и А.М. Смит [10] рассматривают вопросы, связанные с дислексией, диспраксией и дискалькулией, их проявлениями и влиянием на когнитивные способности обучающихся. Д. Кеарнс и Р. Хэнкок [11] представляют исследования процесса чтения с точки зрения нейробиологии, а также предлагают упражнения для обучения дислексиков чтению. Ряд исследовательских работ посвящен как общим вопросам обучения учащихся с РАС (расстройством аутистического спектра) [12], так и вопросам обучения их иностранным языкам. В них рассматриваются результаты исследований и предлагаются методы и подходы для обучения таких учащихся [13].

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения:15.03.2022).

2. Поручение Президента РФ от 24 сентября 2021 г. “Перечень поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета” [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1486729/. (дата обращения:15.03.2022).

3. Алехина С.В. Развитие инклюзивного образования в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. № 1. С. 73–78.

4. Мухлаева Т. В. Инклюзия как ключевой компонент в управлении качеством современного образования: приоритеты родителей // Человек и образование. 2022. № 1 . С. 100-110.

5. Колерова Ю.М. Английский язык в школе с инклюзивным компонентом. Применение метода проектов в инклюзивном образовании и создании доступной образовательной среды для учащихся с ОВЗ (на основе авторской программы) // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). Т. 0. Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2013. С. 104-106.

6. Кудрявцева О. В., Кузнецова Е.П. Использование игровых технологий для развития навыков говорения на уроках английского языка в среднем звене // Молодой ученый. 2015. № 2 (2). С. 24-26.

7. Королева Ю.А. Актуальность изучения английского языка в начальной школе для детей с ОВЗ (ТНР И ЗПР) // Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2020. №. 7-2. С. 69-71.

8. Набокова Л.А., Новицкая И.В. Особенности обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья на ступени основного общего образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. №. 8. С. 41-47.

9. Бахарева Е.А., Мальцева И.А. Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку // Наука и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования. 2021. С. 220-221.

10. Kormos J., Smith A. M. Teaching languages to students with specific learning differences. Bristol: Multilingual Matters. 2012.

11. Kearns D., Hancock R. The neurobiology of dyslexia // Teaching Exceptional Children. 2019.Vol. 51, №.3. P.175-188.

12. Хаустов А.В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14, № 2. С. 3-12.

13. Barletta N. High-functioning autism and second language development: a case study // Interamerican Journal of Psychology. 2018. Vol. 52, № 2. Pp 183-193.

14. Плугина М. И., Слюсарева Е. С. Психологическая безопасность инклюзивной образовательной среды: риск-ресурсный подход // Человек и образование. 2021. № 4 (69). C. 81-89.

15. Kumaravadivelu B. Beyond methods: Macrostrategies for language teaching // New Haven: Yale University Press. 2003. 339 p.

16. Тимирясова А.В., Ахметова Д.З. Профессиональные компетенции и личные качества педагога (специалиста) системы инклюзивного образования // Педагогическое образование и наука. 2019. № 3. С. 77-81.

17. Kershner R. Learning in inclusive classrooms. In: Hick P, Kershner R and Farrell PT (eds) Psychology for Inclusive Education: New Directions in Theory and Practice. London: Routledge. 2009. P. 52–65.

18. Norwich B., Lewis A. Mapping a pedagogy for special educational needs. British Educational Research Journal. 2001. № 27. Pp. 313-329.

19. Johnson K. The sociocultural turn and its challenges for second language teacher education. TESOL Quarterly 40/1: 235-257. - 2006.

20. Алехина С.В., Фальковская Л.П. Педагог инклюзивной школы. Новый тип профессионализма // Образование в Кировской области. 2015. № 1. С. 13-20.

21. Mastropieri M., Scruggs T.E. The Inclusive Classroom: Strategies for Effective Instruction. Pearson, Columbus Ohio. 1999.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх