Diagnostics of foreign languages teachers’ readiness for teaching learners with special educational needs Овладение иностранными языками может стать сложной задачей для обучающихся с дислексией, дисграфией, расстройствами аутистического спектра и другими особыми образовательными потребностями (ООП), так как предполагает обучение процессам чтения, письма и устной коммуникации на иностранном языке. В статье представлены результаты исследования, проведенного в ходе письменного опроса на выборке объема N=237 учителей иностранных языков из государственных и частных общеобразовательных школ, а также работающих в дополнительном образовании. Целью проведенного исследования было изучение информированности учителей об особенностях преподавания обучающимся с особыми образовательными потребностями, их знание нозологий, владение применением особых подходов, техник и приемов в обучении таких учащихся. По результатам опроса выявлено, что подавляющее большинство учителей не проходили обучение работе с такими учащимися. Показано, что в работе с обучающимися с ООП учителя используют разнообразные приемы и техники, видоизменяя их с учетом возможностей таких учащихся. Обоснованы альтернативы традиционной оценке и контролю знаний обучающихся, в числе которых формирующее оценивание, целью которого является дополнительная мотивация обучающихся с ООП.

 
PIIS181570410020696-0-1
DOI10.54884/S181570410020696-0
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: Graduate Student
Affiliation: Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract

Inclusive education is becoming an inherent part of school education in Russia. However, teachers of foreign languages in Russia do not always receive proper professional preparation for teaching students with special educational needs (SEN). The results of the survey conducted among 237 teachers of foreign languages working in different contexts in Russia are presented in this article. The research highlights the ideas of teachers of foreign languages about their professional knowledge and teaching students with SEN. The  survey is aimed at study to what extent teachers are aware of different disabilities, which approaches, techniques and tools are used in the classroom to present the new material to students with SEN as well as whether they use any alternative forms of assessment. The survey reveals that the vast majority of teachers have not been trained to work with such students. It is shown that in work with SEN  students teachers use a variety of techniques and modify them taking into account the capabilities of such students. The results emphasize the importance of obtaining additional professional education by teachers of English in Russia, which will enable them to improve teaching students with special educational needs.

 

Keywordsinclusion, inclusive school, special educational needs, special educational conditions, foreign languages
Received16.06.2022
Number of characters17535
Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Инклюзивное образование становится неотъемлемой частью современного образования. Ключевым документом, регулирующим внедрение инклюзивного образования в РФ, является Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [1], который гарантировал обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, утвердил статус инклюзивного образования в нашей стране, его виды и программы.
2 Умение работать с учащимися с ООП обозначено в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования – бакалавриате по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование».
3 Важность повышения эффективности работы с учащимися с ООП отражена в Перечне поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета от 24 сентября 2021 года [2]: «включение в образовательные программы среднего профессионального и высшего образования – программы бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» модулей по коррекционной педагогике и коррекционной психологии, направленных на формирование профессиональных компетенций по организации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью».
4 Таким образом, умение работать с учащимися с ООП является необходимым компонентом профессиональной деятельности учителей. Данное исследование проведено с целью изучения того, как учителя иностранных языков оценивают свою осведомленность о различных нозологиях и степень своей подготовленности к преподаванию учащимся с особыми образовательными потребностями, имеется ли у них опыт прохождения курсов повышения квалификации по данному направлению. Исследование также направлено на анализ используемых учителями подходов, техник и приемов в обучении таких учащихся и выявление альтернативных форм оценивания.
5 За последние годы различные аспекты обучения учащихся с ООП иностранным языкам были освещены в работах отечественных педагогов: общие вопросы инклюзивного образования [3], первостепенные задачи школьного инклюзивного образования [4], применение метода проектов на уроках [5], игровые технологии в обучении английскому языку учащихся с ООП [6], изучение английского языка учащимися с ООП в начальной школе [7], обучение детей с ООП английскому языку на этапе основного среднего образования [8], методические приемы обучения английскому языку учащихся с ООП [9].
6 Ряд авторов посвятили свои работы конкретным нозологиям. Так, Ю. Кормош и А.М. Смит [10] рассматривают вопросы, связанные с дислексией, диспраксией и дискалькулией, их проявлениями и влиянием на когнитивные способности обучающихся. Д. Кеарнс и Р. Хэнкок [11] представляют исследования процесса чтения с точки зрения нейробиологии, а также предлагают упражнения для обучения дислексиков чтению. Ряд исследовательских работ посвящен как общим вопросам обучения учащихся с РАС (расстройством аутистического спектра) [12], так и вопросам обучения их иностранным языкам. В них рассматриваются результаты исследований и предлагаются методы и подходы для обучения таких учащихся [13].

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii: federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ " [Ehlektronnyj resurs] // Ofitsial'nyj internet-portal pravovoj informatsii. URL: www.pravo.gov.ru (data obrascheniya:15.03.2022).

2. Poruchenie Prezidenta RF ot 24 sentyabrya 2021 g. “Perechen' poruchenij po itogam zasedaniya Prezidiuma Gosudarstvennogo Soveta” [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1486729/. (data obrascheniya:15.03.2022).

3. Alekhina S.V. Razvitie inklyuzivnogo obrazovaniya v svete novogo Zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» // Byulleten' Uchebno-metodicheskogo ob'edineniya vuzov RF po psikhologo-pedagogicheskomu obrazovaniyu. 2013. № 1. S. 73–78.

4. Mukhlaeva T. V. Inklyuziya kak klyuchevoj komponent v upravlenii kachestvom sovremennogo obrazovaniya: prioritety roditelej // Chelovek i obrazovanie. 2022. № 1 . S. 100-110.

5. Kolerova Yu.M. Anglijskij yazyk v shkole s inklyuzivnym komponentom. Primenenie metoda proektov v inklyuzivnom obrazovanii i sozdanii dostupnoj obrazovatel'noj sredy dlya uchaschikhsya s OVZ (na osnove avtorskoj programmy) // Aktual'nye zadachi pedagogiki: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chita, fevral' 2013 g.). T. 0. Chita: Izd-vo «Molodoj uchenyj», 2013. S. 104-106.

6. Kudryavtseva O. V., Kuznetsova E.P. Ispol'zovanie igrovykh tekhnologij dlya razvitiya navykov govoreniya na urokakh anglijskogo yazyka v srednem zvene // Molodoj uchenyj. 2015. № 2 (2). S. 24-26.

7. Koroleva Yu.A. Aktual'nost' izucheniya anglijskogo yazyka v nachal'noj shkole dlya detej s OVZ (TNR I ZPR) // Vestnik nauchnykh konferentsij. – OOO Konsaltingovaya kompaniya Yukom, 2020. №. 7-2. S. 69-71.

8. Nabokova L.A., Novitskaya I.V. Osobennosti obucheniya inostrannomu yazyku detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya na stupeni osnovnogo obschego obrazovaniya // Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya. 2019. №. 8. S. 41-47.

9. Bakhareva E.A., Mal'tseva I.A. Osobennosti obucheniya detej s OVZ anglijskomu yazyku // Nauka i obrazovanie v nashi dni: fundamental'nye i prikladnye issledovaniya. 2021. S. 220-221.

10. Kormos J., Smith A. M. Teaching languages to students with specific learning differences. Bristol: Multilingual Matters. 2012.

11. Kearns D., Hancock R. The neurobiology of dyslexia // Teaching Exceptional Children. 2019.Vol. 51, №.3. P.175-188.

12. Khaustov A.V. Osobye obrazovatel'nye potrebnosti obuchayuschikhsya s rasstrojstvami autisticheskogo spektra // Autizm i narusheniya razvitiya. 2016. Tom 14, № 2. S. 3-12.

13. Barletta N. High-functioning autism and second language development: a case study // Interamerican Journal of Psychology. 2018. Vol. 52, № 2. Pp 183-193.

14. Plugina M. I., Slyusareva E. S. Psikhologicheskaya bezopasnost' inklyuzivnoj obrazovatel'noj sredy: risk-resursnyj podkhod // Chelovek i obrazovanie. 2021. № 4 (69). C. 81-89.

15. Kumaravadivelu B. Beyond methods: Macrostrategies for language teaching // New Haven: Yale University Press. 2003. 339 p.

16. Timiryasova A.V., Akhmetova D.Z. Professional'nye kompetentsii i lichnye kachestva pedagoga (spetsialista) sistemy inklyuzivnogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2019. № 3. S. 77-81.

17. Kershner R. Learning in inclusive classrooms. In: Hick P, Kershner R and Farrell PT (eds) Psychology for Inclusive Education: New Directions in Theory and Practice. London: Routledge. 2009. P. 52–65.

18. Norwich B., Lewis A. Mapping a pedagogy for special educational needs. British Educational Research Journal. 2001. № 27. Pp. 313-329.

19. Johnson K. The sociocultural turn and its challenges for second language teacher education. TESOL Quarterly 40/1: 235-257. - 2006.

20. Alekhina S.V., Fal'kovskaya L.P. Pedagog inklyuzivnoj shkoly. Novyj tip professionalizma // Obrazovanie v Kirovskoj oblasti. 2015. № 1. S. 13-20.

21. Mastropieri M., Scruggs T.E. The Inclusive Classroom: Strategies for Effective Instruction. Pearson, Columbus Ohio. 1999.

Система Orphus

Loading...
Up