Julian and the Apostasy of the Roman Empire

 
PIIS032103910010673-3-1
DOI10.31857/S032103910010673-3
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: Senior Research Fellow of the Centre of intellectual history studies; Associate Professor of the School of Public Policy
Affiliation:
Institute of World History RAS
RANEPA University.
Address: Russian Federation
Abstract

The article discusses the problem of conversion to paganism of the citizens of the Roman empire during the short reign of Julian the Apostate. The paper presents a general characteristic of the methods by which the emperor tried to achieve the apostasy of his Christian subjects and an assessment of the effectiveness of this policy in relation to various layers of the late Roman society (bureaucracy, army, Christian clergy, representatives of the intellectual elite, ordinary citizens).

KeywordsLate Antiquity, Later Roman Empire, Christianity, paganism, emperor Julian, conversion, apostasy.
Received27.07.2020
Number of characters69487
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

С окончанием эпохи гонений Церковь начала триумфальное шествие по римской державе и землям прилегающих государств и племен. Впрочем, было бы неверно считать, что процесс христианизации проходил гладко. История IV–V вв. знают немало примеров обращения последователей новой веры к культам древних богов. Мотивы, по которым христиане приходили к язычеству, были не менее разнообразны, чем причины, побуждавшие вчерашних приверженцев традиционных культов уверовать в единого Бога. Некоторые из них к алтарям влекло разочарование в новом учении1, другие обращались в язычество в процессе получения классического образования2, третьи – из желания выслужиться перед патроном-идолопоклонником3. О многочисленных случаях обращения в язычество христиан, в частности, сообщают источники, освещавшие краткое правление Юлиана Отступника.

1. В анонимной поэме «Carmen ad senatorem» рассказывается о сенаторе, который раскаялся в своем крещении и вернулся к почитанию Великой Матери (CAS. 6–20) и Изиды (ibid. 21–34). По данным Августина африканские крестьяне возвращались в язычество из отвращения к взаимной жестокости кафоликов и донатистов (Aug. Ep. 20*.20 (CSEL 88. P. 105)).

2. См. Ведешкин 2019. С. 348–363.

3. Об упоминаемых в «Carmen contra paganos» вероотступниках Левкадии и Маркиане (CCP. 78–83), см. Ведешкин 2016. С. 76–79.
2 Несмотря на то, что сам факт апостасии подданных последнего открытого последователя традиционных культов на троне Римской империи хорошо известен, до сих пор он не становился предметом специального исследования. Рассматривавшие это царствование историки зачастую ограничивались перечислением имен известных им отступников, иногда сопровождая эту констатацию замечаниями о том, что в язычество обращались одни лишь карьеристы, которые отказались от древних культов, как только престол перешел к христианину Иовиану4. Фактически, в литературе феномен массовой апостасии граждан империи в 361 – 363 гг. получил лишь самую общую характеристику. В настоящей статье мы попытаемся заполнить эту историографическую лакуну, проведем анализ политики императора Юлиана по обращению его подданных в язычество, охарактеризуем ее формы и методы, а также дадим общую оценку ее результатов. 4. См. Seeck, 1897, 330; O’Donnell 1979, 61; Pack 1986, 294; Bringmann 2004, 92; Schöllgen 2004, 71; Kahlos 2007, 44; Hahn 2011, 112.
3 Как известно, свое правление Юлиан начал с провозглашения политики веротерпимости5. Несмотря на это император открыто поддерживал язычество и делал все для того, чтобы укрепить позиции отеческой религии, а также привлечь к ней своих подданных. При этом неоднократно утверждавший недопустимость какого-либо насилия в делах веры август6 избегал открытого принуждения, о чем неоднократно упоминали как пылкие поклонники императора7, так и его ненавистники. Григорий Назианзин замечал: «не смело, не по примеру других христоненавистников, передался он в нечестие, но прикрывал гонение личиной кротости… всякими ухищрениями завлекал несчастных в одну с собой бездну…» (Greg. Naz. Or. VII.11–12)8. В начале V в. Павел Орозий упоминал, что Юлиан старался побуждать людей к отступничеству не пытками, но наградами (Oros. VII.30.2). «Многих располагал он к приношению жертв ласками и подарками», – рассказывал Сократ Схоластик (Soc. III.13). 5. В начале царствования Юлиан издал эдикт, восстановивший государственную поддержку язычества, и одновременно объявил свободу отправления всех форм христианского культа и позволив сосланным епископам вернуться из изгнания: Amm. XXII.5.4; Theod. HE. III.4(2); Soz. V.5; Soc. III.5; Philost. VII.4; Chron. Pasch. 362. Ср. Joh. Chrys. In Bab. II.22. См. подробнее Marcos 2009.

6. В своих трудах он высказывал не ненависть к христианам, но глубокое сожаление о том, что часть его подданных находится в заблуждении и не чтит богов: «Клянусь богами, я не хочу, ни чтобы галилеян убивали, ни чтобы их мучили вопреки справедливости, ни чтобы они терпели какое-нибудь другое зло» (Jul. Ep. B83/W37/Ф38 – нумерация писем императора приведена по изд. Биде и Кюмона (B); Райта (W) и Фурмана (Ф); здесь и далее Юлиан цитируется в пер. Д.Е. Фурмана). Ср. Jul. Ep. B61c/W36/Ф30; B114/W4/Ф57. Lib. Or. XVIII.121-124; Eutrop. X.16. В сочинениях христианских авторов IV – V вв. чувствуется обида на лукавого гонителя, который лишал верных мученического венца: См. напр. Greg. Naz. Or. IV.58; Joh. Chrys. In Bab. II.22; In Juvent.1.

7. См. напр. Lib. Or. XVIII.121–123.

8. Ср. Greg. Naz. Or. XVIII.32.
4 Первым объектом пропаганды древней веры стали придворные и чиновники Юлиана. В начале своего царствования император открыто объявил о том, что на государственных и придворных должностях он предпочитает видеть своих единоверцев9. При этом, август, по-видимому, не был готов вовсе отказаться от услуг христианских чиновников, среди которых было немало опытных управленцев. В результате Юлиан принялся лично проповедовать язычество своему окружению10. Император не считал «врагом всякого, еще не преданного Зевсу, – Либаний, – тех, которых он рассчитывал со временем обратить, тех он не отстранял, но уговорами своими увлекал и сначала отказывавшихся после приводил к тому, что они плясали вокруг жертвенников»11 (Lib. Or. XVIII.125 – здесь и далее цит. в пер. С. Шестакова)12. Думается, что существенных, впрочем, далеко не единственным аргументом в пользу «плясок у жертвенника» для чиновников являлась возможность сохранить ранее занимаемую должности или даже продвинуться по службе. Через два года после гибели императора13, Григорий Назианзин отмечал, что в его царствование для христиан «одно было право на получение начальства – отступничество» (Greg. Naz. Or. V.19)14. На исходе IV в. Астерий Амасийский вспоминал: «когда известный царь… желающим делать это (приносить жертвы – М.В.) предоставлял большие почести – то сколько людей, оставив Церковь, побежали к жертвенникам? Сколько, приняв на себя эту приманку государственных почестей, попались вместе с ним на удочку отступничества?» (Aster. Amas. Hom. III.10(468–469) – пер. М.Д. Муретова). Ответ на эти вопросы, следует из общего тона ламентаций проповедника – отступников было немало. 9. См. Jul. Ep. B83/W37/Ф38. Об удалении христиан из двора, см. Greg. Naz. Or. IV.63. Церковная традиция сохранила предание о том, что август издан указ, воспрещавший последователям новой веры занимать посты правителей провинций (Ruf. HE. I(X).32; Soc. III.13. Ср. Soz. V.18).

10. «На всех же старался действовать очаровательностью речей и собственным примером» (Greg. Naz. Or. VII.11).

11. Здесь и далее цитаты из Либания даны в переводе С. Шестакова.

12. Ср. с рассказом Григория Назианзина о том, что его брат Кесарий некоторое время оставался при дворе Юлиана даже отвергнув предложение императора перейти в язычество (Greg. Naz. Or. VII.11–14), чем немало обеспокоил своих родных (Greg. Naz. Ep. 7(17)). Согласно Либанию Юлиан был ответственен за обращение в язычество комита Феликса. См. ниже.

13. О времени написания Or. V, см. Elm 2012, 465–477.

14. Ср. Greg. Naz. Or. IV.11; VII.12.

1. Allen, P. 2015: The Festal Letters of the Patriarchs of Alexandria: Evidence for Social History in the Fourth and Fifth Centuries. In: D. Costache, P. Kariatlis, M. Baghos (eds.) Alexandrian Legacy: A Critical Appraisal. Newcastle upon Tune, 174–189.

2. Armstrong, A.H. 1984: The Way and the Ways: Religious Tolerance and Intolerance in the Fourth Century A.D. Vigiliae Christianae 38/1, 1–17.

3. Athanassiadi, P. 1991: The Fate of Oracles in Late Antiquity: Didyma and Delphi // Δελτίον Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας 15, 271–278.

4. Athanassiadi, P. 2015: Christians and Others: The Conversion Ethos of Late Antiquity. In: A. Papaconstantinou, D.L. Schwartz (eds.) Conversion in Late Antiquity: Christianity, Islam, and Beyond: Papers from the Andrew W. Mellon Foundation Sawyer Seminar, University of Oxford, 2009-2010. Burlington, VT, 23–47.

5. Barnes, T.D. 1998: Ammianus Marcellinus and the Representation of Historical Reality. Ithaca–London.

6. Bidez, J. (ed.) 1913: Philostorgius. Kirchengeschichte, mit dem Leben des Lucian von Antiochien und den Fragmenten eines Arianischen Historiographen. Leipzig.

7. Bidez, J., Cumont, F. (eds.) 1922: Imp. Caesaris Flavii Claudii Iuliani epistulae, leges, poematia, fragmenta varia. Paris–London.

8. Blockley, R.C. 1972: The Panegyric of Claudius Mamertinus on the Emperor Julian. The American Journal of Philology 93/3, 437–450.

9. Boeft, J. den, Drijvers, J.W., Hengst, D. den, Teitler, H. 1995: Philological and historical commentary on Ammianus Marcellinus XXII. Groningen.

10. Boeft, J. den, Drijvers, J.W., Hengst, D. den, Teitler, H. 2005: Philological and Historical Commentary on Ammianus Marcellinus XXV. Leiden–Boston–Köln.

11. Boeft, J. den, Drijvers, J.W., Hengst, D. den, Teitler, H. 2007: Philological and Historical Commentary on Ammianus Marcellinus XXVI. Leiden–Boston–Köln.

12. Bonner, G. 1984: The Extinction of Paganism and the Church Historian. The Journal of Ecclesiastical History 35/3, 339–357.

13. Bowersock, G. 1978: Julian the Apostate. Cambridge.

14. Boxus, A.-M., Poucet, J. 2010: Carmen ad quendam senatorem: présentation générale. Folia Electronica Classica (Louvain-la-Neuve) 20, Available from http://bcs.fltr.ucl.ac.be/fe/20/senatorem/Intro.htm#auteur [accessed 01.07.2020].

15. Bringmann, K. 2004: Kaiser Julian. Gestalten der Antike. Darmstadt.

16. Burgess, R.W. 2008: The summer of blood: The ‘Great Massacre’ of 337 and the Promotion of the Sons of Constantine. Dumbarton Oaks Papers 62, 5–51.

17. Busine, A. 2019: Basil and Basilissa at Ancyra. Local legends, hagiography, and cult. Greek, Roman and Byzantine Studies 59, 262–286.

18. Cameron, Al. 2011: The Last Pagans of Rome. Oxford–New York.

19. Chalmers, W.R. 1960: Eunapius, Ammianus Marcellinus, and Zosimus on Julian’s Persian Expedition. The Classical Quarterly 10/2, 152–160.

20. Chausson, F. 2002: La famille du préfet Ablabius. Pallas 60, 205–230.

21. Dagron, G. 1974: Naissance d’une capitale: Constantinople et ses institutions de 330 à 451. Paris.

22. Drake, H.A. 2002: Constantine and the Bishops: The Politics of Intolerance. Baltimore.

23. Elliott, T.G. 1978: The Tax Exemptions Granted to Clerics by Constantine and Constantius II. Phoenix 32/4, 326–336.

24. Elm, S. 2012: Sons of Hellenism, Fathers of the Church: Emperor Julian, Gregory of Nazianzus, and the Vision of Rome. Berkeley.

25. Evetts, B. (ed.) 1904: Severus of Al’Ashmunein (Hermopolis). History of the Patriarchs of the Coptic church of Alexandria. Patrologia Orientalis. Vol. II. Paris.

26. Fornara, C.W. 1991: Julian’s Persian Expedition in Ammianus and Zosimus. The Journal of Hellenic Studies 111, 1–15.

27. Fowden, G. 2008: Polytheist religion and philosophy. In: Av. Cameron, P. Garnsey (eds.) The Cambridge Ancient History. Volume 13: The Late Empire, AD 337–425. Cambridge, 538–560.

28. Furman, D.E. (ed.) 1970a: [Emperor Julian. Letters]. Vestnik drevnej istorii [Journal of Ancient History] 112/2, 233–259.Фурман, Д.Е. (ред.) 1970a: Император Юлиан. Письма. ВДИ 112/2, 233–259.

29. Furman, D.E. (ed.) 1970b: [Emperor Julian. Letters]. Vestnik drevnej istorii [Journal of Ancient History] 113/3, 225–250. Фурман, Д.Е. (ред.) 1970b: Император Юлиан. Письма. ВДИ 113/3, 225–250.

30. Gleason, M.W. 1986: Festive Satire: Julian’s Misopogon and the New Year at Antioch. The Journal of Roman Studies 76, 106–119.

31. Gollancz, H. 1928: Julian the Apostate, now translated for the first-time from the Syriac original the only known ms. in the British museum. London.

32. Grattarola, P. 1986: L’usurpazione di Procopio e la fine dei Costantinidi. Aevum 60/1, 82–105.

33. Haehling, R. von 1978: Die Religionszugehörigkeit der hohen Amtsträger des Römischen Reiches seit Constantins I. Alleinherrschaft bis zum Ende der Theodosianischen Dynastie. Bonn.

34. Hahn, J. 2004: Gewalt und religiöser Konflikt, Studien zu den Auseinandersetzungen zwischen Christen, Heiden und Juden im Osten des Römischen Reiches (von Konstantin bis Theodosius II.). Berlin–Boston.

35. Hahn, J. 2011: Julian and his Partisans – Supporters or Critics. In: P. Brown and R.L. Testa (eds.) Pagans and Christians in the Roman Empire: The Breaking of a Dialogue: (4th - 6th Century A.d.). Proceedings of the International Conference at the Monastery of Bose (October 2008). Wien, 109–120.

36. Heather, P., Moncur, D. 2001: Politics, Philosophy and Empire in the Fourth Century: Themistius’ Select Orations. Liverpool.

37. Heyden, K. 2010: Beth Shean/Scythopolis in Late Antiquity: Cult and Culture, Continuity and Change. In: R.G. Kratz and H. Spieckermann (eds.) One God - One Cult - One Nation: Archaeological and Biblical Perspectives. Berlin–New York, 301–337.

38. Jones, A.H.M. 1963: The Social Background of the Struggle between Paganism and Christianity. In: A. Momigliano (ed.) The conflict between paganism and Christianity in the fourth century. Oxford, 17-37.

39. Jones, A.H.M. 1986: The Later Roman Empire, 284-602: A Social, Economic, and Administrative Survey. Vol. I – II. Baltimore.

40. Jones, A.H.M., Martindale, J.R., Morris, J. 1971: The Prosopography of the Later Roman Empire. Volume I. A.D. 260-395. Cambridge.

41. Kaegi, W.E. 1967: Domestic Military Problems of Julian the Apostate. Byzantinische Forschungen 2, 247–264.

42. Kahlos, M. 2007: Debate and dialogue: Christian and pagan cultures c. 360-430. Aldershot.

43. Kelly, G. 2008: Ammianus Marcellinus: The Allusive Historian. Cambridge, UK ; New York.

44. Kinzig, W. 1993: ‘Trample Upon Me…’ The Sophists Asterius and Hecebolius: Turncoats in the Fourth Century A.D. In: L.R. Wickham, C.P. Bammel, E.C.D. Hunter (eds.) Christian Faith and Greek Philosophy in Late Antiquity: Essays in Tribute to George Christopher Stead, Ely Professor of Divinity, University of Cambridge 1971-1980), in Celebration of His Eightieth Birthday, 9th April 1993. Leiden–New York–Köln, 92–111.

45. Lenski, N. 2002a: Failure of empire: Valens and the Roman state in the fourth century A.D. Berkeley.

46. Lenski, N. 2002b: Were Valentinian, Valens and Jovian Confessors before Julian the Apostate? Zeitschrift für Antikes Christentum 6/2, 253–276.

47. Lenski, N. E. 2016: Constantine and the Cities: Imperial Authority and Civic Politics. Empire and after. Philadelphia.

48. Liebeschuetz, J.H.W.F. 2015: East and West in Late Antiquity: Invasion, Settlement, Ethnogenesis and Conflicts of Religion. Leiden.

49. Liebeschuetz, W. 2003: Pagan Historiography and the Decline of the Empire. In: G. Marasco (ed.) Greek and Roman Historiography in Late Antiquity. Fourth to Sixth Century A.D. Leiden; Boston, 177–218.

50. Malcus, B. 1967: Die Prokonsuln von Asien von Diokletian bis Theodosius II. Opuscula Atheniensia 7, 91–159.

51. Mango, C., Scott, R., Greatrex, G. (eds.) 1997: The Chronicle of Theophanes Confessor: Byzantine and Near Eastern History, AD 284-813. Oxford–New York.

52. Marcos, M. 2009: ‘He Forced with Gentleness’. Emperor Julian’s attitude to Religious Coercion. Antiquité Tardive 17, 191–204.

53. Mark, H. 2012: The Tyrant’s Mask? Images of Good and Bad Rule in Julian’s Letter to the Athenians. In: N.J. Baker-Brian, S. Tougher (eds.) Emperor and Author: The Writings of Julian the Apostate. Swansea, 75–90.

54. McLynn, N. 2015: Poetry and Pagans in Late Antique Rome: The Case of the Senator ‘Converted from the Christian Religion to Servitude to the Idols’. In: M.R. Salzman, M. Sághy, R.L. Testa (eds.) Pagans and Christians in Late Antique Rome. Cambridge, 232–250.

55. Moralee, J. 2018: Rome’s Holy Mountain: The Capitoline Hill in Late Antiquity. New York, NY: Oxford University Press.

56. Muraviev, A. 1999: The Syriac Julian Romance and its Place in the Literary History. Христианский восток 1/7, 194–206.

57. Norman, A.F. 1969: Libanius: Selected Orations, Volume I, Julianic Orations. Cambridge, Mass.

58. O’Donnell, J.J. 1979: The Demise of Paganism. Traditio 35, 45–88.

59. Olszaniec, S. 2013: Prosopographical Studies on the Court Elite in the Roman Empire (4th century AD). Toruń.

60. Pack, E. 1986: Städte und Steuern in der Politik Julians: Untersuchungen zu den Quellen eines Kaiserbildes. Bruxelles.

61. Pearce, J.W.E. 1997: The Roman Imperial Coinage: Vol. IX Valentinian I - Theodosius I. Н. Mattingly, C.H.V. Sutherland, R.A.G. Carson (eds.). London.

62. Peeters, P. 1924: La date de la fête des SS. Juventin et Maximin. Analecta Bollandiana 42, 77–82.

63. Petit, P. 1994: Les fonctionnaires dans l’œuvre de Libanius: analyse prosopographique. Paris.

64. Pietri, Ch., Destephen, S. (eds.) 1999: Prosopographie chrétienne du Bas-Empire. Vol. III. Prosopographie du diocèse d’Asie (325-641). Rome.

65. Rosen, K. 1993: Ein Wanderer zwischen zwei Welten. In: K. Dietz, A. Lippold (eds.) Klassisches Altertum, Spätantike und frühes Christentum: Adolf Lippold zum 65. Geburtstag gewidmet. Würzburg, 393–408.

66. Rousseau, P. 1994: Basil of Caesarea. Berkeley; Los Angeles.

67. Russell, N. 2002: Cyril of Alexandria. London–New York.

68. Sandwell, I. 2011: Religious Identity in Late Antiquity: Greeks, Jews and Christians in Antioch. Cambridge.

69. Sauer, E. 1996: The end of paganism in the north-western provinces of the Roman Empire: the example of the Mithras cult. Oxford.

70. Schöllgen, G. 2004: Pegasios Apostata: Zum Verständnis von ‘Apostasie’ in der 2. Hälfte des 4. Jahrhunderts. Jahrbuch für Antike und Christentum 47/1, 58–80.

71. Seeck, O. 1897: Geschichte des untergangs der antiken welt. Vol. IV. Stuttgard.

72. Shean, J.F. 2010 Soldiering for God: Christianity and the Roman Army. Leiden.

73. Teitler, H.C. 2013: Ammianus, Libanius, Chrysostomus, and the Martyrs of Antioch. Vigiliae Christianae 67/3, 263–288.

74. Teitler, H.C. 2017: The Last Pagan Emperor: Julian the Apostate and the War against Christianity. Oxford–New York.

75. Testa, R.L. 2001: The Bishop, Vir Venerabilis: Fiscal Privileges and Status Definition in Late Antiquity. Studia patristica 34, 125–144.

76. Tomlin, R. 1998: Christianity and the Late Roman Army. In: S.N.C. Lieu, D. Montserrat (eds.) Constantine: History, Historiography and Legend. London; New York, 21–51.

77. Tomlin, R. 2008: A.H.M. Jones and the army of the fourth century. In: D.M. Gwynn (ed.) A.H.M. Jones and the later Roman Empire. Leiden; Boston: 143–165.

78. Udal'cova, Z.V. 1982: [Church historians of Early Byxantium]. Vizantijskij Vremennik [Byzantine Chronograph] 43, 3–21.

79. Urbainczyk, T.E. 1997: Socrates of Constantinople: Historian of Church and State. Ann Arbor.

80. Van Dam, R. 2002: Kingdom of Snow: Roman Rule and Greek Culture in Cappadocia. Philadelphia.

81. Vedeshkin M.A. 2016: [On the problem of identification of the hero of the «Carmen contra Paganos»]. Aristej 13, 76–79.

82. Vedeshkin M.A. 2019: [«Soul-destroying Teachers»: Education and Apostasy in the Later Roman Empire]. Dialog so vremenem [Dialogue with time] 66, 348–363.

83. Vedeshkin, M.A. 2018: [Toleration and Corruption in Early Byzantium: to the Problem of Persistence of Paganism in a Christian Empire]. Vizantijskij vremennik [Byzantine Chronograph] 101, 42–56.

84. Vedeshkin, M.A. 2018: Yazycheskaya oppozitsiya khristianizatsii Rimskoy imperii IV–VI vv. [Pagan opposition to Christianization of the Roman Empire in 4th-6th cent.]. Saint Petersburg.

85. Vedeshkin, M.A. 2021: [The «Impius House» of Olympias the Deaconess]. Vizantijskij Vremennik [Byzantine Chronograph] (in print).

86. Wallraff, M. 2018: Gélase de Césarée. Un historien ecclésiastique du IVe siècle. Revue des sciences religieuses 92/4, 499–519.

87. Ward-Perkins, B. 2008: The Cities. In: Av. Cameron, P. Garnsey (eds.) The Cambridge Ancient History. Volume 13: The Late Empire, AD 337–425. Cambridge, 371–410.

88. Whitby, M., Whitby, M. 1989: Chronicon Paschale 284-628 AD. Liverpool.

89. Wiebe, F.J. 1995: Kaiser Valens und die Heidnische Opposition. Bonn.

90. Wilken, R.L. 1999: Cyril of Alexandria’s Contra Iulianum. In: W.E. Klingshirn, M. Vessey (eds.) The Limits of Ancient Christianity: Essays on Late Antique Thought and Culture in Honor of R. A. Markus. Ann Arbor, 42–52.

91. Woods, D. 1995b: Julian, Arbogastes, and the Signa of the Ioviani and the Herculiani. Journal of Roman Military Equipment Studies 6, 61–68.

92. Woods, D. 1997a: Ammianus and Some Tribuni Scholarum Palatinarum c. A. D. 353-64. The Classical Quarterly 47/1, 269–291.

93. Woods, D. 1997b: The Emperor Julian and the Passion of Sergius and Bacchus. Journal of Early Christian Studies 5/3, 335–367.

94. Woods, D. 2000: Ammianus Marcellinus and the ‘Rex Alamannorum’ Vadomarius. Mnemosyne 53/6, 690–710.

95. Woods, David 1995a: Ammianus Marcellinus and the Deaths of Bonosus and Maximilianus. Hagiographica 2, 25–55.

Система Orphus

Loading...
Up