Pedagogical system of consolidation of cadet study groups and formation of favourable psychological climate in them

 
PIIS181570410020614-0-1
DOI10.54884/S181570410020614-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: St. Petersburg University of Industrial Technologies and Design
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (71)
Pages78-85
Abstract

The article is devoted to the issues of consolidation of heterogeneous cadet training groups and the formation of a favorable psychological climate in them. The necessity of developing collectivist relations among cadets in order to increase the effectiveness of their educational activities, foster feelings of mutual assistance and responsibility is considered and justified. The article presents the definition of the cadet training team as a heterogeneous community in terms of characteristics, reveals the psychological structure of the training team, including the components of consolidation, favorable psychological climate, high performance of educational activities and conditions for the development of each cadet. The pedagogical system of consolidation of educational groups of cadets is characterized, considering various contingents of students as subjects, which in this context represent precisely heterogeneous groups, distinguished by one of the characteristics (giftedness, dependent behavior, special educational needs, etc.). The importance of building this system at the initial stage of the formation of the team is emphasized, when with the help of diagnostic tools it is possible to see and understand how the cadet evaluates himself as a person, to build the process of his adaptation and entry into the cadet corps training group.

Keywordscadets, psychological structure of the collective, collectivist relations, educational team, consolidation, favorable psychological climate, pedagogical system
Received09.06.2022
Publication date04.07.2022
Number of characters17019
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Актуальность темы определяется проблемой формирования сплоченных кадетских групп из гетерогенного сообщества подростков, стоящих на пути личностного и профессионального самоопределения, что позволяет педагогически воздействовать на них, мотивируя на правильный выбор в определении своего дальнейшего жизненного пути. С этой целью рассмотрена и обоснована возможность развития коллективистских отношений у кадет для повышения результативности их учебной деятельности, воспитания чувств взаимовыручки и ответственности. Этому процессу в значительной мере способствуют особенности возрастного периода кадет, такие как потребность в общении со сверстниками, желание проявить себя в коллективе, стремление осознать групповую принадлежность. Данные особенности подросткового возраста рассматривались многими учеными-педагогами, в частности Д.И. Фельдштейном, охарактеризовавшим ведущую потребность подросткового возраста – социально признаваемую и социально одобряемую деятельность, дающую возможность подростку реализовать себя в социально значимых делах, обеспечивающую его признание и разнообразные отношения со взрослыми и сверстниками, расширяющую пространство социальных интересов личности, формирующую ее общественно полезную направленность [1].
2 В интересах исследования рассмотрены особенности учебной группы и выделены следующие признаки: гетерогенность учебных групп кадет, постоянное нахождение «на людях» (пребывание с товарищами во время учебы, отдыха, спорта и т.д.), зависимость личных эмоций членов группы, желаний и переживаний от психологического климата в учебной группе, связь результата учебной группы от вклада каждого обучающегося, совмещение учебы и внеучебной деятельности и др. [2].
3 С учетом представленных особенностей определено, что цель исследования – построение педагогической системы формирования высокого уровня сплоченности учебного коллектива с благоприятным психологическим климатом, способствующим повышению результативности учебной деятельности в группе.
4 Методы исследования. Работа опирается как на классические разработки в области психологии, педагогики и военной педагогики, позволяющие транслировать и адаптировать научные достижения к современным цифровым тенденциям в изучении коллективов. Исследования ученых С.Е. Поддубного, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Ю.Г. Сулимова и др. способствовали обогащению статьи дополнительными психологическими аспектами. Научные труды А.С. Макаренко, А.Н. Моргаевской, Н.Н. Обозова, Р.А. Печерицы и др. ученых-педагогов позволили раскрыть проблему сплоченности коллектива с разных точек зрения.
5 Вопросы исследования, имеющие основательную теоретическую и экспериментальную базу, представляют опору для практической деятельности преподавателей довузовских военных образовательных организаций при разработке внеклассных мероприятий.

views: 304

Readers community rating: votes 0

1. Fel'dshtejn D. I. Psikhologiya razvitiya cheloveka kak lichnosti // Izbrannye trudy: v 2 t. T. 1. M.: MPSI, 2005. 568 s.

2. Morgaevskaya A. N. Razvitie teorii kollektiva v otechestvennoj pedagogike: dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01. SPb., 2009. 190 s.

3. Gubin V. A., Petruk S. A., Petruk S. S. Individual'no-psikhologicheskie kharakteristiki obuchayuschikhsya, obuslovlivayuschie sovmestimost' i srabotannost' v uchebnoj gruppe // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psikhologii i sotsial'noj raboty. 2020. T. 34, № 2. S. 146-155.

4. Poddubnyj S. E. Individual'no-psikhologicheskie faktory sovmestimosti lichnosti i maloj gruppy: dis. … kand. psikhol. nauk. M., 2001.

5. Obozov N. N. Sovmestimost' i srabatyvaemost' lyudej. SPb.: Oblik, 2000. 130 s.

6. Psikhologicheskaya teoriya kollektiva / pod red. A. V. Petrovskogo. M.: Akademiya pedagogicheskikh nauk SSSR, 1979. 316 s.

7. Zhmakin E. G. Tekhnologiya kollektivno-tvorcheskogo dela (KTD) kak ehffektivnyj sposob formirovaniya kollektiva kadet // Nauka Rossii: tseli i zadachi: sbornik nauchnykh trudov po materialam XXIII mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. Ekaterinburg: L-Zhurnal, 2020. S. 38-41.

8. Pecheritsa R. A. Protsess adaptatsii kadet k usloviyam monogendernogo kollektiva i ego osobennosti // Aktual'nye voprosy pedagogiki: sbornik statej VI Mezhdunarodnoj NPK. Penza: Nauka i Prosveschenie, 2021. S. 105-107.

9. Psikhologicheskaya teoriya kollektiva / pod red. A. V. Petrovskogo. M.: Akademiya pedagogicheskikh nauk SSSR, 1979. 316 s.

10. Rubinshtejn S. L. Osnovy obschej psikhologii. SPb.: Piter, 2022. 713 s.

11. Rodyakina N. A. Splochenie kollektiva pyatiklassnikov kak odno iz uslovij uspeshnoj adaptatsii kadet k obucheniyu v kadetskom uchilische // Universitetskij kompleks kak regional'nyj tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury: materialy Vserossijskoj NPK. Orenburg: Orenburgskij gosudarstvennyj universitet, 2020. S. 3534-3539.

12. Sulimov Yu. G. Psikhologicheskie osnovy splocheniya voinskogo kollektiva // Voennaya psikhologiya. 1995. № 2. S. 79.

13. Makarenko A. S. Vystupleniya po voprosam semejnogo vospitaniya // Sochineniya: v 7 t. M.: Akademiya pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1957. 551 s.

Система Orphus

Loading...
Up