Network mentoring of schools with high and low results of students’ training: organizational mechanisms

 
PIIS181570410020611-7-1
DOI10.54884/S181570410020611-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Center for Innovative Development of Education
Affiliation: Leningrad Regional Institute of Education Development
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (71)
Pages53-63
Abstract

The article discusses the design and implementation of the main stages of the regional innovation program "Network mentoring of schools with high and low results of training students: organizational mechanisms". The main research apparatus is formulated in the article: relevance, object and subject, goals and objectives, hypothesis, expected results and criteria for their evaluation. The mechanisms of solving innovative tasks at each program stage (preparatory, main and final) are revealed, conclusions are drawn. In order to understand the essence of the work being carried out, the main theoretical sources are analyzed, which makes it possible to solve the main research task: how organizationally and meaningfully should forms of mentoring be embedded in existing models of networking and social partnership of various organizations? Which model of network interaction can be chosen for a particular educational system? An organizational mechanism for solving the problem of mentoring "learning by action" at the level of each municipal educational system in the conditions of scientific and methodological support within the framework of the regional educational system is proposed.

Keywordseducational system, networking, social partnership, mentoring, mentoring forms, organizational mechanisms, effective school
Received09.06.2022
Publication date04.07.2022
Number of characters25278
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Проблема наставничества не нова для системы образования. Начиная с 30-х годов прошлого века, идея взаимопомощи, поддержки успешно реализовывалась в разных образовательных системах. Наставничество рассматривалось как действенная форма не только профессионального, но и нравственного воспитания учащихся.
2 В последние годы наставничеству уделяется особое внимание. Национальный проект «Образование» актуализирует эту проблему, в нем предусмотрено, что к 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
3 К идее наставничества возвращаются в связи с осмыслением и теоретическим обоснованием в педагогике процессов сетевого взаимодействия и социального партнерства различных организаций.
4 Как в научных публикациях (монографиях, пособиях, статьях), в том числе и в работах автора [1, 2], так и в различных публикациях практиков (директоров, педагогов, методистов, специалистов муниципальных и региональных систем образования), обобщающих опыт работы различных образовательных систем [3, 4], рассматриваются модели сетевого взаимодействия, наставничества, практические аспекты данной работы, организационные механизмы становления новой практики.
5 Актуализация данного направления в деятельности образовательных организаций, их руководителей, педагогов связывается с выходом ряда методических рекомендаций на федеральном уровне [5, 6].
6 В Методических рекомендациях по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся [6] предлагается применение лучших практик обмена опытом между обучающимися, различные формы взаимодействия обучающихся друг с другом, педагогами, работодателями. В методических же рекомендациях Федерального института оценки качества образования (далее ФИОКО) [5] рассматриваются аспекты сетевого взаимодействия между учреждениями и их партнерами, всеми субъектами образовательных отношений.
7 Проблема сетевого взаимодействия, наставничества приобретает особое звучание в контексте введения в действие механизмов управления качеством регионального образования, поскольку этот способ взаимодействия представлен как весьма действенный механизм обеспечения современного качества образования, позволяющий объединить потенциалы различных образовательных организаций и их социальных партнеров в решении столь непростой задачи.
8 В региональной образовательной системе обеспечение качества образования находится в зоне особого внимания. На ее достижение направлены системные мероприятия по всем составляющим качества: ресурсы, программы, среда, управление, результаты. Много внимания уделяется образовательным организациям, находящимся в зоне риска. В регионе Ленинградской области работает Концепция и Положение о региональной системе работы со школами с низкими результатами обучения и функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, принята и введена в действие региональная программа «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, находящихся в неблагоприятных условиях».

views: 258

Readers community rating: votes 0

1. Zhukovitskaya N. N. Upravlenie protsessom soprovozhdeniya odaryonnykh detej: setevye modeli: monografiya. Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. 287 s.

2. Zhukovitskaya N. N. Setevoe vzaimodejstvie – kooperatsiya i konkurentsiya // Narodnoe obrazovanie. 2017. № 5. S. 39-47.

3. Nugumanova L. N., Yakovenko T. V. Nastol'naya kniga «Nastavnichestvo: ehffektivnaya forma obucheniya»: informatsionno-metodicheskie materialy. 2-e izd., dop., pererab. Kazan': IRO RT, 2020. 51 s.

4. Nastavnichestvo v obrazovanii: sovremennaya praktika: sbornik materialov mezhdunarodnoj (zaochnoj) nauchno-prakticheskoj konferentsii. 20 noyabrya 2019 goda / Gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Institut razvitiya obrazovaniya i sotsial'nykh tekhnologij». Kurgan, 2019. 188 s.

5. Metodicheskie rekomendatsii po podgotovke k provedeniyu otsenki mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya v sub'ektakh Rossijskoj Federatsii [Ehlektronnyj resurs]. URL: fioko.ru

6. O napravlenii tselevoj modeli nastavnichestva i metodicheskikh rekomendatsij dlya rukovoditelej obrazovatel'nykh organizatsij: pis'mo Ministerstva prosvescheniya RF ot 23.01.2020 g., № MR-42/02 [Ehlektronnyj resurs]. URL: rulaws.ru

7. The National Mentoring Partnership [Ehlektronnyj resurs] / Natsional'nyj resursnyj tsentr nastavnichestva MENTORI . URL: www.mentori.ru

8. Nastavnichestvo v sisteme obrazovaniya Rossii: prakticheskoe posobie dlya kuratorov v obrazovatel'nykh organizatsiyakh [Ehlektronnyj resurs] / pod red. N.Yu. Sinyaginoj, T.Yu. Rajfshnajder. M.: Rybakov Fond, 2016. 153 s. URL: http://viro.edu.ru/attachments/article/9572/05_nastavnichestvo.pdf

9. Gaponenko A. L., Pankrukhin A. P. Strategicheskoe upravlenie: uchebnik. M.: Omega_L, 2004. 472 s.

10. Zarubezhnye issledovaniya v oblasti «ehffektivnoj shkoly»: analiticheskij obzor [Ehlektronnyj resurs]. URL: studwood.ru

11. Perevod shkoly v ehffektivnyj rezhim raboty: Uluchshenie obrazovatel'nykh rezul'tatov: cbornik informatsionno-metodicheskikh materialov dlya direktorov shkol i shkol'nykh komand [Ehlektronnyj resurs] / sost. M. A. Pinskaya. M.: NIU «VShEh», 2016. URL: www eduportal44.ru

12. Upravlenie protsessom realizatsii programm po perekhodu shkol v ehffektivnyj rezhim razvitiya: sbornik metodicheskikh materialov / sost. N. V. Firsova. SPb.: LOIRO, 2020. 123 s.

13. Uspeshnye praktiki perekhoda shkol v rezhim ehffektivnoj raboty [Ehlektronnyj resurs]: sbornik materialov obrazovatel'nykh organizatsij Leningradskoj oblasti / pod obsch. red. N. V. Markinoj, M. L. Berkovicha, Yu. L. Yusupovoj. Kirov: Izd-vo MTsITO, 2021. 1 CD- R.

Система Orphus

Loading...
Up