Сетевое наставничество школ с высокими и низкими результатами подготовки обучающихся: организационные механизмы

 
Код статьиS181570410020611-7-1
DOI10.54884/S181570410020611-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующая Центром инновационного развития образования
Аффилиация: Ленинградский областной институт развития образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (71)
Страницы53-63
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы проектирования и реализации региональной инновационной программы «Сетевое наставничество школ с высокими и низкими результатами подготовки обучающихся: организационные механизмы». В статье сформулирован основной аппарат исследования, ожидаемые результаты и критерии их оценки. Раскрыты механизмы решения инновационных задач на каждом из этапов программы. Для понимания сущности проводимой работы проанализированы основные теоретические источники, позволяющие определить, как организационно и содержательно должны быть встроены формы наставничества в существующие модели сетевого взаимодействия и социального партнерства различных организаций, какая модель сетевого взаимодействия может быть выбрана для конкретной образовательной системы, какой вариант наставничества способен обеспечить требуемый результат – повышение качества подготовки обучающихся в школах, которые сами не способны справиться с решением данной проблемы. Предложен организационный механизм решения проблемы наставничества – «обучение действием» на уровне каждой муниципальной образовательной системы в условиях научно-методического сопровождения в рамках региональной образовательной системы. 

Ключевые словаобразовательная система, сетевое взаимодействие, социальное партнерство, наставничество, формы наставничества, организационные механизмы, эффективная школа
Получено09.06.2022
Дата публикации04.07.2022
Кол-во символов25278
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Проблема наставничества не нова для системы образования. Начиная с 30-х годов прошлого века, идея взаимопомощи, поддержки успешно реализовывалась в разных образовательных системах. Наставничество рассматривалось как действенная форма не только профессионального, но и нравственного воспитания учащихся.
2 В последние годы наставничеству уделяется особое внимание. Национальный проект «Образование» актуализирует эту проблему, в нем предусмотрено, что к 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
3 К идее наставничества возвращаются в связи с осмыслением и теоретическим обоснованием в педагогике процессов сетевого взаимодействия и социального партнерства различных организаций.
4 Как в научных публикациях (монографиях, пособиях, статьях), в том числе и в работах автора [1, 2], так и в различных публикациях практиков (директоров, педагогов, методистов, специалистов муниципальных и региональных систем образования), обобщающих опыт работы различных образовательных систем [3, 4], рассматриваются модели сетевого взаимодействия, наставничества, практические аспекты данной работы, организационные механизмы становления новой практики.
5 Актуализация данного направления в деятельности образовательных организаций, их руководителей, педагогов связывается с выходом ряда методических рекомендаций на федеральном уровне [5, 6].
6 В Методических рекомендациях по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся [6] предлагается применение лучших практик обмена опытом между обучающимися, различные формы взаимодействия обучающихся друг с другом, педагогами, работодателями. В методических же рекомендациях Федерального института оценки качества образования (далее ФИОКО) [5] рассматриваются аспекты сетевого взаимодействия между учреждениями и их партнерами, всеми субъектами образовательных отношений.
7 Проблема сетевого взаимодействия, наставничества приобретает особое звучание в контексте введения в действие механизмов управления качеством регионального образования, поскольку этот способ взаимодействия представлен как весьма действенный механизм обеспечения современного качества образования, позволяющий объединить потенциалы различных образовательных организаций и их социальных партнеров в решении столь непростой задачи.
8 В региональной образовательной системе обеспечение качества образования находится в зоне особого внимания. На ее достижение направлены системные мероприятия по всем составляющим качества: ресурсы, программы, среда, управление, результаты. Много внимания уделяется образовательным организациям, находящимся в зоне риска. В регионе Ленинградской области работает Концепция и Положение о региональной системе работы со школами с низкими результатами обучения и функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, принята и введена в действие региональная программа «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, находящихся в неблагоприятных условиях».

всего просмотров: 260

Оценка читателей: голосов 0

1. Жуковицкая Н. Н. Управление процессом сопровождения одарённых детей: сетевые модели: монография. Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. 287 с.

2. Жуковицкая Н. Н. Сетевое взаимодействие – кооперация и конкуренция // Народное образование. 2017. № 5. С. 39-47.

3. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-методические материалы. 2-е изд., доп., перераб. Казань: ИРО РТ, 2020. 51 с.

4. Наставничество в образовании: современная практика: сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». Курган, 2019. 188 с.

5. Методические рекомендации по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: fioko.ru

6. О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций для руководителей образовательных организаций: письмо Министерства просвещения РФ от 23.01.2020 г., № МР-42/02 [Электронный ресурс]. URL: rulaws.ru

7. The National Mentoring Partnership [Электронный ресурс] / Национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ . URL: www.mentori.ru

8. Наставничество в системе образования России: практическое пособие для кураторов в образовательных организациях [Электронный ресурс] / под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: Рыбаков Фонд, 2016. 153 с. URL: http://viro.edu.ru/attachments/article/9572/05_nastavnichestvo.pdf

9. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: учебник. М.: Омега_Л, 2004. 472 с.

10. Зарубежные исследования в области «эффективной школы»: аналитический обзор [Электронный ресурс]. URL: studwood.ru

11. Перевод школы в эффективный режим работы: Улучшение образовательных результатов: cборник информационно-методических материалов для директоров школ и школьных команд [Электронный ресурс] / сост. М. А. Пинская. М.: НИУ «ВШЭ», 2016. URL: www eduportal44.ru

12. Управление процессом реализации программ по переходу школ в эффективный режим развития: сборник методических материалов / сост. Н. В. Фирсова. СПб.: ЛОИРО, 2020. 123 с.

13. Успешные практики перехода школ в режим эффективной работы [Электронный ресурс]: сборник материалов образовательных организаций Ленинградской области / под общ. ред. Н. В. Маркиной, М. Л. Берковича, Ю. Л. Юсуповой. Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. 1 CD- R.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх