Psychological and pedagogical support for students in the context of digitalization of the educational environment: analysis of the current state

 
PIIS181570410020596-0-1
DOI10.54884/S181570410020596-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor at the Department of Theory and History
Affiliation: Pedagogy of the Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Head of the Department, Professor of the Department of Theory and History of Pedagogy, Director
Affiliation: Institute of Pedagogy of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Director
Affiliation: Institute of Pedagogical Problems of Education Herzen State Pedagogical University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Professor at the Department of Upbringing and Socialization
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (71)
Pages17-29
Abstract

Digitalization of education has led to the need to develop new means of psychological and pedagogical support for modern schoolchildren, focused on the formation of key competencies in demand in a rapidly changing world. In order to identify teachers' ideas about the problems of schoolchildren and the means used to support primary school students (grades 5-8), a survey of teachers was conducted at the first stage of the study. The total sample consisted of 788 respondents and is represented by teachers with different work experience in the general education system; with different levels of education; teaching subjects that cover all subject areas. The collected empirical material is systematized using the methods of factor analysis and discourse analysis. As a result of the study, the state of the real practice of psychological and pedagogical support of students in modern schools of megalopolis and rural areas with different levels of digitalization of the educational environment is characterized; groups of problems of adolescents are systematized, which, according to the respondents, have a significant impact on their development in the conditions of digitalization of general education; it is found that teachers identify problem-solving tools and means of supporting schoolchildren in the process of solving them.The results obtained confirm the importance of the implementation of psychological and pedagogical support as the most important pedagogical means of professional activity of a teacher in the conditions of digitalization of education; they are of practical importance for the actualization of humanistic interaction between a teacher and a student in the process of joint search for solutions to problems significant for a student in a digital educational environment.

KeywordsProblems of modern adolescents, means of psychological and pedagogical support, digitalization of education, teacher
AcknowledgmentThe research was supported by the Russian Foundation for Basic Research under the research project "Transformation of psychological and pedagogical support for student development in the conditions of digitalization of educational environment" (19-29-14029).
Received08.06.2022
Publication date04.07.2022
Number of characters22457
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Социально-педагогическая действительность XXI века столкнулась с неожиданными новыми вызовами, которые обозначили переход от устойчивого предсказуемого мира к миру изменчивому, неопределенному, неизмеримо более сложному. Один из таких вызовов связан с цифровизацией образования, которая ориентирована не только на обеспечение доступности учебной информации и оперативности коммуникации, но и на формирование востребованных социальных навыков и навыков саморазвития.
2 В этих условиях современное школьное образование обретает новые смыслы, которые связаны с содействием самоопределению ученика, и актуализирует проблему психолого-педагогической поддержки школьника. С одной стороны, сегодняшние школьники – представители нового поколения, способные мыслить смело и независимо, демонстрировать свои взгляды и ценности, умеющие быстро решать текущие задачи, устанавливать многочисленные контакты и расширять сферу своего общения. С другой стороны, именно школа является существенной «зоной проблемной озабоченности» для подростков; перестает быть значимым фактором формирования умения самостоятельно работать и решать волнующие их экзистенциальные проблемы [1]. В процессе школьного образования учитель сталкивается со сложным, противоречивым и в то же время незащищенным внутренним миром школьников, для которых оказывается принципиально, а иногда и жизненно важно, живое общение со значимым взрослым, каким и должен являться учитель.
3 Недостаточная сформированность у современных школьников умения критически анализировать информацию, определять её ценностную значимость, взаимодействовать с учителем в процессе поиска решения жизненно важных проблем, а также переход взаимодействия учитель-ученик в онлайн-формат обусловливают объективную потребность в трансформации известных и поиске новых средств педагогической поддержки ученика.
4 Обзор литературы. Анализ современных работ, посвященных различным аспектам изменения профессиональной деятельности учителя в условиях цифровизации образования, в контексте рассматриваемой в статье проблемы позволяет сгруппировать направления анализа следующим образом:
  • цифровизация образования;
  • трансформация общего образования в современных условиях;
  • психолого-педагогическое сопровождение и психолого-педагогическая поддержка учащихся в современных образовательных средах.
5 Кратко охарактеризуем результаты проведенного анализа.
6 Цифровизация образования – качественно новый этап информатизации образования в условиях смены технологического уклада общества, перехода к цифровой экономике, связанный с применением цифровых технологий как сквозных технологий наукоемкого высокотехнологичного производства. Цифровизация образования детерминирует кардинальную смену образовательной парадигмы – переход к персонализации обучения. При этом исследователи подчеркивают, что цифровизация образования связана с рядом проблемных и кризисных аспектов развития личности: социальной адаптацией личности в цифровой среде, изменением инфраструктуры и инструментария образовательной деятельности, увеличением проявлений девиантного и аддиктивного поведения подростков в цифровой среде.

views: 276

Readers community rating: votes 0

1. Berestovitskaya S. Eh. Sodejstvie shkoly mirovozzrencheskomu samoopredeleniyu starsheklassnikov: dis. … d-ra ped. nauk. SPb., 2018.48 s.

2. Ustyuzhanina E. V., Evsyukov S. G. Tsifrovizatsiya obrazovatel'noj sredy: vozmozhnosti i ugrozy // Vestnik Rossijskogo ehkonomicheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova. 2018. №1 (97). S. 3-12.

3. Kanyanina T. I., Stepanova S. Yu. Razvitie tsifrovoj obrazovatel'noj sredy kak faktor stanovleniya tsifrovoj shkoly // Nizhegorodskoe obrazovanie. 2019. № 2. S. 12-18.

4. Virtual'naya real'nost' kak komponent virtual'noj sredy obucheniya / K. S. Golokhvast [i dr.] // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 2019. № 191. S. 32-44.

5. Noskova T. N., Pavlova T. B., Yakovleva O.V. IKT-instrumenty professional'noj deyatel'nosti pedagoga: sravnitel'nyj analiz rossijskogo i evropejskogo opyta // Integratsiya obrazovaniya. 2018. T. 22, № 1 (90). S. 25-45.

6. Zair-Bek E. S. Mirovaya praktika ispol'zovaniya mobil'nykh sistem v obrazovatel'nom vzaimodejstvii // Setevoe obrazovatel'noe vzaimodejstvie v podgotovke pedagoga informatsionnogo obschestva: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Vladivostok, 25-26 oktyabrya 2019 g. /otv. red. A. N. Sazonova. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. federal. un-ta, 2019. S. 16-26.

7. Orlov A. A., Orlova L. A. Kharakteristika «setevoj lichnosti» kak innovatsiya v strukture soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya // Pedagogika. 2018. №7. S.12-22.

8. Akhayan A. A. Podgotovka pedagoga k obrazovatel'nomu vzaimodejstviyu v tsifrovuyu ehpokhu // Pedagogicheskaya nauka i sovremennoe obrazovanie: sbornik statej VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. SPb., 2019. S. 19-22.

9. Polivanova K. N. Analiz kommunikatsii v shkol'nykh internet-soobschestvakh v sotsial'noj seti VKontakte // Kul'turno-istoricheskij podkhod v sovremennoj psikhologii razvitiya: dostizheniya, problemy, perspektivy: sbornik tezisov shestoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii po psikhologii razvitiya. 2018. S. 174-177.

10. Ivanova E. V., Nikitaeva M. V. Transformatsiya shkol'nykh prostranstv v usloviyakh realizatsii FGOS osnovnogo obschego obrazovaniya. M.:UTs «Perspektiva».2015.44 s.

11. Transformatsiya sistemy shkol'nogo obrazovaniya v Rossii / K. S. Gordeev [i dr.] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2018. № 8 (88). S. 21.

12. Makarova N. S. Transformatsiya shkol'nogo uroka v usloviyakh izmenenij v obrazovanii // Chelovek i obschestvo v nestabil'nom mire: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii /otv. red. G. I. Tyumentseva. Omskij gos.ped un-t. 2019. S. 109-113.

13. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'noj sredy v usloviyakh vnedreniya novykh obrazovatel'nykh standartov: monografiya / I. S. Yakimanskaya [i dr.]. Orenburg: Orenburgskij gos. un-t, 2015.142 s.

14. Chernikova E. G., Ptashko T. G., Sokolova N. A. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti sovremennogo podrostka // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018. № 5. S. 267-284.

15. Podderzhka uchenika v obrazovanii. Kniga 2. Sovremennoe sostoyanie psikhologo-pedagogicheskoj podderzhki uchenika v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovatel'noj sredy: kollektivnaya monografiya / I. M. Bogdanovskaya [i dr.]; pod red. S. A. Pisarevoj, A. P. Tryapitsynoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2021. 192 s.

16. Blagopoluchie detej v tsifrovuyu ehpokhu: doklad k XX Aprel'skoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii po problemam razvitiya ehkonomiki i obschestva. Moskva, 9-12 apr. 2019 g. / A. A. Bochaver [i dr.]. Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ehkonomiki». M.: Izd. Dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2019. 286 s.

17. Mironova S. M., Simonova S. S. Zaschita prav i svobod nesovershennoletnikh v tsifrovom prostranstve // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2020. T. 14, № 2. S. 234-241.

18. Boronenko T. A., Fedotova V. S. Tsifrovoe nastavnichestvo: gotovy li uchitelya uchastvovat' v formirovanii tsifrovoj gramotnosti shkol'nikov? // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020. № 4 (115). S. 33-44.

19. Time spent on web page as an indicator of interest / Benko L. et al. // DIVAI 2020. 13th International Scientific Conference on Distance Learning in Applied Informatics. 2020. P. 489-499.

Система Orphus

Loading...
Up