Психолого-педагогическая поддержка ученика в условиях цифровизации образовательной среды: анализ современного состояния

 
Код статьиS181570410020596-0-1
DOI10.54884/S181570410020596-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры воспитания и социализации
Аффилиация: ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Заведующая кафедрой, профессор кафедры теории и истории педагогики, директор
Аффилиация: Институт педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Директор
Аффилиация: НИИ Педагогических проблем образования РГПУ им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: профессор кафедры воспитания и социализации
Аффилиация: ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (71)
Страницы17-29
Аннотация

Цифровизация образования обусловила потребность в разработке новых средств психолого-педагогической поддержки современных школьников, ориентированной на формирование ключевых компетенций, востребованных в быстро меняющемся мире. Для выявления представлений учителей о проблемах школьников и используемых средствах поддержки учащихся основной школы (5-8 класс) на первом этапе исследования было проведено анкетирование педагогов. Общая выборка составила 788 респондентов и представлена педагогами с разным стажем работы в системе общего образования; с разным уровнем образования; преподающими предметы, которые охватывают все предметные области. Собранный эмпирический материал систематизирован с использованием методов факторного анализа и дискурс-анализа. В результате исследования охарактеризовано состояние реальной практики психолого-педагогической поддержки учащихся в современных школах мегаполиса и сельской местности с различным уровнем цифровизации образовательной среды. Систематизированы группы проблем у подростков, оказывающие, по мнению респондентов, существенное влияние на их развитие в условиях цифровизации общего образования. Обнаружено, что учителя отождествляют средства решения проблем и средства поддержки школьников в процессе их решения.  Полученные результаты подтверждают значимость реализации психолого-педагогической поддержки как важнейшего педагогического средства профессиональной деятельности учителя в условиях цифровизации образования; имеют практическое значение для актуализации гуманистического взаимодействия педагога и школьника в процессе совместного поиска путей решения значимых для подростка проблем в условиях цифровой образовательной среды.

Ключевые словапроблемы современных подростков, средства психолого-педагогической поддержки, цифровизация образования, педагог
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Трансформация средств психолого-педагогической поддержки развития ученика в условиях цифровизации образовательной среды» (19-29-14029).
Получено08.06.2022
Дата публикации04.07.2022
Кол-во символов22457
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Социально-педагогическая действительность XXI века столкнулась с неожиданными новыми вызовами, которые обозначили переход от устойчивого предсказуемого мира к миру изменчивому, неопределенному, неизмеримо более сложному. Один из таких вызовов связан с цифровизацией образования, которая ориентирована не только на обеспечение доступности учебной информации и оперативности коммуникации, но и на формирование востребованных социальных навыков и навыков саморазвития.
2 В этих условиях современное школьное образование обретает новые смыслы, которые связаны с содействием самоопределению ученика, и актуализирует проблему психолого-педагогической поддержки школьника. С одной стороны, сегодняшние школьники – представители нового поколения, способные мыслить смело и независимо, демонстрировать свои взгляды и ценности, умеющие быстро решать текущие задачи, устанавливать многочисленные контакты и расширять сферу своего общения. С другой стороны, именно школа является существенной «зоной проблемной озабоченности» для подростков; перестает быть значимым фактором формирования умения самостоятельно работать и решать волнующие их экзистенциальные проблемы [1]. В процессе школьного образования учитель сталкивается со сложным, противоречивым и в то же время незащищенным внутренним миром школьников, для которых оказывается принципиально, а иногда и жизненно важно, живое общение со значимым взрослым, каким и должен являться учитель.
3 Недостаточная сформированность у современных школьников умения критически анализировать информацию, определять её ценностную значимость, взаимодействовать с учителем в процессе поиска решения жизненно важных проблем, а также переход взаимодействия учитель-ученик в онлайн-формат обусловливают объективную потребность в трансформации известных и поиске новых средств педагогической поддержки ученика.
4 Обзор литературы. Анализ современных работ, посвященных различным аспектам изменения профессиональной деятельности учителя в условиях цифровизации образования, в контексте рассматриваемой в статье проблемы позволяет сгруппировать направления анализа следующим образом:
  • цифровизация образования;
  • трансформация общего образования в современных условиях;
  • психолого-педагогическое сопровождение и психолого-педагогическая поддержка учащихся в современных образовательных средах.
5 Кратко охарактеризуем результаты проведенного анализа.
6 Цифровизация образования – качественно новый этап информатизации образования в условиях смены технологического уклада общества, перехода к цифровой экономике, связанный с применением цифровых технологий как сквозных технологий наукоемкого высокотехнологичного производства. Цифровизация образования детерминирует кардинальную смену образовательной парадигмы – переход к персонализации обучения. При этом исследователи подчеркивают, что цифровизация образования связана с рядом проблемных и кризисных аспектов развития личности: социальной адаптацией личности в цифровой среде, изменением инфраструктуры и инструментария образовательной деятельности, увеличением проявлений девиантного и аддиктивного поведения подростков в цифровой среде.

всего просмотров: 279

Оценка читателей: голосов 0

1. Берестовицкая С. Э. Содействие школы мировоззренческому самоопределению старшеклассников: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2018.48 с.

2. Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2018. №1 (97). С. 3-12.

3. Канянина Т. И., Степанова С. Ю. Развитие цифровой образовательной среды как фактор становления цифровой школы // Нижегородское образование. 2019. № 2. С. 12-18.

4. Виртуальная реальность как компонент виртуальной среды обучения / К. С. Голохваст [и др.] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. № 191. С. 32-44.

5. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Яковлева О.В. ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ российского и европейского опыта // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1 (90). С. 25-45.

6. Заир-Бек Е. С. Мировая практика использования мобильных систем в образовательном взаимодействии // Сетевое образовательное взаимодействие в подготовке педагога информационного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. Владивосток, 25-26 октября 2019 г. /отв. ред. А. Н. Сазонова. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2019. С. 16-26.

7. Орлов А. А., Орлова Л. А. Характеристика «сетевой личности» как инновация в структуре содержания педагогического образования // Педагогика. 2018. №7. С.12-22.

8. Ахаян А. А. Подготовка педагога к образовательному взаимодействию в цифровую эпоху // Педагогическая наука и современное образование: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2019. С. 19-22.

9. Поливанова К. Н. Анализ коммуникации в школьных интернет-сообществах в социальной сети ВКонтакте // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы: сборник тезисов шестой Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. 2018. С. 174-177.

10. Иванова Е. В., Никитаева М. В. Трансформация школьных пространств в условиях реализации ФГОС основного общего образования. М.:УЦ «Перспектива».2015.44 с.

11. Трансформация системы школьного образования в России / К. С. Гордеев [и др.] // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 8 (88). С. 21.

12. Макарова Н. С. Трансформация школьного урока в условиях изменений в образовании // Человек и общество в нестабильном мире: материалы Международной научно-практической конференции /отв. ред. Г. И. Тюменцева. Омский гос.пед ун-т. 2019. С. 109-113.

13. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов: монография / И. С. Якиманская [и др.]. Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2015.142 с.

14. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Соколова Н. А. Социально-психологические особенности современного подростка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 267-284.

15. Поддержка ученика в образовании. Книга 2. Современное состояние психолого-педагогической поддержки ученика в условиях цифровизации образовательной среды: коллективная монография / И. М. Богдановская [и др.]; под ред. С. А. Писаревой, А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. 192 с.

16. Благополучие детей в цифровую эпоху: доклад к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва, 9-12 апр. 2019 г. / А. А. Бочавер [и др.]. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2019. 286 с.

17. Миронова С. М., Симонова С. С. Защита прав и свобод несовершеннолетних в цифровом пространстве // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14, № 2. С. 234-241.

18. Бороненко Т. А., Федотова В. С. Цифровое наставничество: готовы ли учителя участвовать в формировании цифровой грамотности школьников? // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 33-44.

19. Time spent on web page as an indicator of interest / Benko L. et al. // DIVAI 2020. 13th International Scientific Conference on Distance Learning in Applied Informatics. 2020. P. 489-499.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх