Review of An Arctic Indigenous Knowledge System of Landscape, Climate, and Human Interactions: Evenki Reindeer Herders and Hunters, by A. Lavrillier and S. Gabyshev

 
PIIS086954150004189-7-1
DOI10.31857/S086954150004189-7
Publication type Review
Source material for review Lavrillier A., Gabyshev S. An Arctic Indigenous Knowledge System of Landscape, Climate, and Human Interactions: Evenki
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, 32a Leninsky prospekt
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition1
Pages184-188
Abstract

Keywords -
AcknowledgmentThis research was supported by the following institutions and grants: Russian Science Foundation, https://doi.org/10.13039/501100006769 [grant no. 18-18-00309]
Received23.03.2019
Publication date26.03.2019
Number of characters12173
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Проблема климатических изменений и адаптации к ним уже десятки лет входит в “топовые” темы международных научных трансдисциплинарных исследований, однако на сибирских этнографических материалах написано ограниченное количество научных работ (Крупник 2010; Богословская, Крупник 2013; Нечушкина 2012). Вероятно, это связано с недооценкой российскими политиками и учеными вызовов, спровоцированных глобальным потеплением. Считается, что текущий период климатических изменений — не первый на протяжении веков1. Эвенки — охотники- оленеводы — отмечают, что погода стала непредсказуемой, теплой; климатические аномалии вызвали среди них панику и алармистские настроения (с. 21, 23). Именно эвенки подали идею исследования изменений климата, которое и было проведено в 2013–2016 гг. силами французских ученых и самих эвенков в рамках международного трансдисциплинарного проекта BRISK (Bridging Indigenous and Scientific Knowledge). Известный французский социальный антрополог Александра Лаврилье и охотник-оленевод Семён Габышев представили результаты исследования в книге “Система арктических коренных знаний о взаимодействиях ландшафта, климата и человека. Эвенки-оленеводы и охотники”. Основной задачей авторов было показать, как окружающая среда понимается эвенками Южной Якутии и Амурской области и какие системные знания в их культуре дают возможность адаптироваться к различным изменениям климата, включая аномальные.
2 Книга состоит из введения (“Трансдисциплинарные наблюдения на уровне общин: методы и совместное производство”), двух неравных по объему частей (“Система эвенкийских экологических знаний и ее типологии” и “Наблюдая и предсказывая нормы, аномалии и трансформации”) и заключения.
3 Читателю предстоит познакомиться с чрезвычайно информативным, насыщенным, многослойным текстом, состоящим собственно из научного антропологического исследования и описаний, авторами которых являются эвенки-оленеводы; кроме того, книга снабжена фотографиями, различными схемами и рисунками (схематическими цветными рисунками, выполненными на компьютере поверх фотографий, схемами топографических типов ландшафтов растительного, снежного и ледового покровов).
4 Знания и представления эвенков о среде обитания “отформатированы” по образцам, предложенным представительницей французской антропологической школы, испытавшей сильное влияние советско-российской этнографической традиции тунгусоведения, а также англо-американских научных подходов в сфере изучения изменений климата. Влияние трудов классика российского и мирового тунгусоведения Г.М. Василевич прослеживается в подходах к материалу, методиках и описаниях (с. 162, 164–172 и др.), тяготении к этнографическому факту и языковым понятиям, которые, как справедливо подчеркивает А. Лаврилье, представляют собой не сырой материал, а имеют ценность с концептуальной точки зрения (с. 35–36).

views: 1128

Readers community rating: votes 0

1. Богословская Л.С., Вдовин Б.М., Голбцева В.В. Изменение климата в регионе Берингова пролива. Интеграция научных и традиционных знаний // Экологическое планирование и управление. 2008. № 3–4 (8–9). С. 36–48.

2. Богословская Л.С., Крупник И.И. (ред.) Наши льды, снега и ветры: народные и научные знания о ледовых ландшафтах и климате Восточной Чукотки. М.; Вашингтон: Институт наследия, 2013.

3. Будыко М.И. Климат в прошлом и будущем. М.: Гидрометеоиздат, 1980.

4. Давыдов В.Н. (ред.) Огонь, вода, камень и ветер в эвенкийских ландшафтах. Взаимодействие человека и природы в Байкальской Сибири. СПб.: МАЭ РАН, 2016.

5. Нечушкина Е.Н. (ред.) Традиционные экологические знания коренных малочисленных народов Таймыра. М.: “Капитал Пресс”, 2012.

6. Крупник И.И. Сколько слов для льда у эскимосов? // Studia Anthropologica: Сборник статей к юбилею проф. М.А. Членова. М.; Иерусалим: Мосты культуры/Гешарим, 2010. С. 411–445.

7. Сирина А.А. Чувствующие землю. Экологическая этика эвенков и эвенов // Этнографическое обозрение. 2008. № 2. С. 121–138.

8. Широкогоров С.М. Социальная организация северных тунгусов. М.: Восточная литература, 2017.

9. Krupnik I., Bogoslovskaya L.S. “Our Ice, Snow and Winds”: From Knowledge Integration to Co-production in Russian SIKU Project, 2007–2013 // Oral History Meets Linguistics / Ed. E. Kasten, K. Roller and J. Wilbur. Furstenberg/Havel: Kulturstiftung Sibirien, 2017. P. 65–82.

Система Orphus

Loading...
Up