Effectiveness of educational organizations and their leaders: regional and municipal practice

 
PIIS181570410020517-3-1
DOI10.54884/S181570410020517-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Project Management Center
Affiliation: Federal State Budgetary Scientific Institution
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Head of the Coordination and Monitoring Activities Department
Affiliation: Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute of Education Management of the Russian Academy of Education"
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages139-146
Abstract

The article discusses the main features measurement and regulation of the effectiveness of educational organizations and their leaders. The activity of executive authorities operating in municipalities, whose functions include assessing the quality of general education, are analyzed.

Keywordsperformance assessment, education management, education quality, education quality assessment, head of educational organization, educational organization
Received02.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters18803
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Деятельность работников сферы образования характеризуется многокомпонентностью, системностью, сложно учитываемым результатом, когда затраты, характеристики образовательного процесса и результат трудно соотнести и по времени, и по объемам. При этом в современных условиях возникают сложности с точки зрения фиксации выполняемых функций по целям и их привязке к конкретному периоду осуществления деятельности даже в краткосрочной перспективе.
2 Очевидно, сфера образования предъявляет особые требования к руководителям образовательных организаций, отличающиеся от тех, которые характеризуют деятельность управленческих работников в других отраслях. Это обусловлено рядом причин, среди которых: 1) организация управленческого процесса связана не только с непосредственными подчиненными – педагогами, но и с потребителями услуги, с взаимодействием с третьими лицами – родителями детей; 2) результат деятельности отдален от времени оказания услуги на неопределенный период, так как он заключается в развитии не только каждого объекта образовательного процесса, но и всего общества; 3) деятельности присущ высокий уровень ответственности, определяемый проблематикой развития личности ребенка.
3 Кроме того, проводимые реформы в образовании, диверсификация образовательных организаций (и, как следствие, невозможность обеспечения эффективной деятельности образовательной организации без учета влияния внешней социокультурной среды, проблем доступности, социального неравенства и качества современного образования); сокращение объемов бюджетного финансирования и необходимость решать проблемы финансового обеспечения и внебюджетного финансирования деятельности образовательной организации; повышение уровня требований к организации учебно-воспитательного процесса; развитие системы оценки качества образования, включая международные исследования PISA, PIRLS и др.; ужесточение требований, предъявляемых при лицензировании и аттестации образовательных организаций; низкая заработная плата в сфере образования, формирование новых механизмов материального и нематериального стимулирования труда персонала; изменение качественного состава обучающихся – диктуют особые требования к управленческим кадрам системы образования.
4 В результате происходит игнорирование вышеперечисленных внешних и внутренних факторов, они не учитываются при планировании показателей эффективности как самого учреждения, так и его руководителей и работников, что приводит к неэффективной работе руководителей с кадровым резервом, ошибочным приоритетам, формальному подходу к профессиональному развитию педагогов и профориентации обучающихся.
5 Ситуация в сфере образования усугубляется тем, что образовательные результаты учащихся определяются различными объективными факторами, в том числе малочисленностью, доступностью, отдаленностью или слабым ресурсным обеспечением школ. В российских условиях социально-экономические ресурсы семьи, методическое сопровождение образовательного процесса, принимаемые управленческие решения, личностные и профессиональные качества руководителей играют зачастую определяющую роль в повышении образовательных результатов и эффектов, при этом факторы влияния часто лежат за пределами компетенций современных руководителей.

views: 244

Readers community rating: votes 0

1. Analiticheskaya zapiska po rezul'tatam monitoringa ispol'zovaniya regional'nymi organami upravleniya obschim obrazovaniem programmnykh i normativnykh dokumentov Rossijskoj Federatsii, reglamentiruyuschikh otsenku kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti organizatsij, osuschestvlyayuschikh obrazovatel'nuyu deyatel'nost' / Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe nauchnoe uchrezhdenie «INSTITUT UPRAVLENIYa OBRAZOVANIEM ROSSIJSKOJ AKADEMII OBRAZOVANIYa». – M., 2019.

2. Analiticheskij otchet o rezul'tatakh reguliruyuschego vozdejstviya v sisteme otsenki kachestva obschego obrazovaniya ot izmenenij normativno-pravovoj bazy v rezul'tate meropriyatij natsional'nykh proektov / Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe nauchnoe uchrezhdenie «INSTITUT UPRAVLENIYa OBRAZOVANIEM ROSSIJSKOJ AKADEMII OBRAZOVANIYa». – M., 2020.

3. Perechen' pokazatelej samoobsledovaniya obrazovatel'noj organizatsii v gorode Moskve. [Ehlektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://mcrkpo.ru/media/files/ofinform/Pokazateli_samoobsledovaniya.pdf - ofitsial'nyj internet-portal GKU Sluzhby finansovogo kontrolya Departamenta obrazovaniya i nauki goroda Moskvy (data obrascheniya: 16.10.2019).

4. Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 03.12.2018 № 1447-PP «O vnesenii izmenenij v postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 27 sentyabrya 2011 g. № 447-PP» // Vestnik Mehra i Pravitel'stva Moskvy. 2018. № 68. Tom 6; Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 27.09.2011 № 447-PP (red. ot 28.08.2019) «Ob utverzhdenii Polozheniya o Departamente obrazovaniya i nauki goroda Moskvy» // Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus»

5. Pis'mo Minprosvescheniya Rossii ot 12.05.2020 № VB-1011/08 "O metodicheskikh rekomendatsiyakh" (vmeste s "Metodicheskimi rekomendatsiyami organam ispolnitel'noj vlasti sub'ektov Rossijskoj Federatsii, osuschestvlyayuschim gosudarstvennoe upravlenie v sfere obrazovaniya, po organizatsii raboty pedagogicheskikh rabotnikov, osuschestvlyayuschikh klassnoe rukovodstvo v obscheobrazovatel'nykh organizatsiyakh")/ Dostup iz SPS http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353267/

6. Ustav Gosudarstvennogo kazennogo uchrezhdeniya Sluzhba finansovogo kontrolya Departamenta obrazovaniya i nauki goroda Moskvy. [Ehlektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://sfk.dogm.mos.ru/about/normative-documents/737691/ - ofitsial'nyj internet-portal GKU Sluzhby finansovogo kontrolya Departamenta obrazovaniya i nauki goroda Moskvy (data obrascheniya: 16.10.2019).

7. Arinushkina A. A. Ehvolyutsiya konsaltingovoj praktiki v obrazovatel'nom sektore: zarubezhnyj i rossijskij opyt upravlencheskogo konsul'tirovaniya v sisteme obrazovaniya //Upravlenie Obrazovaniem: Teoriya i Praktika.– 2016.– №4(24).– S.36–43.

8. Bakhtin M. B., Dovbysh S. E., Arinushkina A. A. Improving the educational organization management system: Personnel aspect // International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). – Vol. 316 of Advances in Social Science, Education and Humanities Research. – Atlantis Press Paris, 2019.

9. Dovbysh S., Bakhtin M., Arinushkina A. Individual trajectory of professional growth of a teacher// Advances in Social Science, Education and Humanities Research. – 2018. – no. 288. – P. 32–35.

10. Maron A. E., Koroleva E. G., Chaiko I. L. Updating the content of the training of specialists of management bodies to the evaluation of the quality of education //International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). – Atlantis Press, 2019.

11. Maron A.E., Koroleva E.G., Chajko I.L. Pedagogicheskie faktory i usloviya sotsial'no-pedagogicheskoj ehffektivnosti modelej otsenki kachestva obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie.– 2019.– №4 (61). – S. 61–66.

12. Obukhova T. N. (2019). The practice of assessing the quality of student education: Perspectives from Finland, Canada, and Hong Kong. Journal of History Culture and Art Research, 8(4), 391–400.

Система Orphus

Loading...
Up