Психолого-педагогический потенциал совершенствования системы управления качеством высшего образования

 
Код статьиS181570410020505-0-1
DOI10.54884/S181570410020505-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой педагогики и психологии экстремальных ситуаций, доцент
Аффилиация: Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: старший преподаватель
Аффилиация: Военная академия материально-технического обеспечения
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы127-133
Аннотация

В статье доказывается необходимость переориентации целей существующих подструктур образовательной организации высшего образования на цель системы управления качеством профессиональной подготовки – формирование готовности выпускника к дальнейшей профессиональной деятельности. Авторами предлагается разрешение противоречия между технологическим уклоном в управлении качеством профессиональной подготовки и реализацией личностного подхода в образовании.

Ключевые словакачество образования, управление качеством, управление профессиональной подготовкой, профессиональная деятельность
Получено02.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов15959
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В современных социально-экономических условиях образование становится одним из определяющих факторов личностно-профессиональных перспектив молодёжи. Поэтому качество профессиональной подготовки специалиста в образовательной организации высшего образования рассматривается во взаимосвязи с его дальнейшим профессиональным и личностным развитием [1, 2]. Вместе с тем у применяемых в настоящее время подходов к разработке систем управления качеством образования и его оценки проявляется значимый недостаток в явном преобладании технологического компонента над психолого-педагогическим. В научных публикациях по вопросам качества высшего образования [3, 4, 5] отмечается наличие тенденции, поддерживаемой профильными специалистами экономических и технических образовательных организаций высшего образования. Она заключается во внедрении в сферу высшего образования систем менеджмента качества, применяемых в промышленности [1, 6].
2 Влияние этой тенденции проявляется в технологическом уклоне внедряемых в настоящее время инноваций в модели управления качеством профессиональной подготовки [7, 8, 9, 10]. Такие инновации ведут к большей бюрократизации деятельности педагога, дублированию электронных и «бумажных» форм отчётности, тотальному контролю по количественным показателям. Объём методической работы педагога растёт, а её содержание всё более наполняется формализованно-административной составляющей. Реальное психолого-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки подменяется статистической отчётностью в различные подразделения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. При этом практическое применение бесспорных для совершенствования системы высшего образования как индивидуального, так и личностного подходов остаётся затушёванным [1].
3 Поэтому многие отечественные учёные подчёркивают, что управление образовательными организациями высшего образования сохранило прежние свойства «многоуровневой, централизованной, бюрократической организации» [11, 12, 13, 14]. На наш взгляд, внедрение в сферу образования систем менеджмента качества, положительно зарекомендовавших себя на производстве, ведёт к «технологизации производства специалистов». Понятия «образовательная услуга», «удовлетворение потребностей заказчика», «качество предоставляемых услуг» подчёркивают в результатах образования качество профессиональной подготовки, оторванное от личности выпускника [1, 15].
4 Кроме того, аккредитационные процедуры, нацеленные на оценку качества реализации образовательных программ, которые в конечном счёте должны способствовать его росту, превратились в оценку способности организации чётко отражать в своих локальных актах и методических документах требования ФГОС ВО. В результате, несмотря на повышенный интерес работодателей к выпускникам той или иной специальности той или иной образовательной организации, выпускники могут остаться без диплома государственного образца на основании того, что в рабочей программе дисциплины, например, не указан или указан с ошибками «состав комплекта лицензионного программного обеспечения».

всего просмотров: 231

Оценка читателей: голосов 0

1. Булат Р. Е. Унификация управления качеством высшего военно-технического образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2010. – № 2. – С. 286–291.

2. Уткина А. Н. О внешней оценке качества высшего образования в условиях массового спроса // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 322. – C. 67–68.

3. Seymour D. On Q: causing quality in higher education. American Council on Education. Oryx series on higher education, 1993. – 196 p. ISBN-0-02-897375-5

4. Hofmann S. Für Prozessqualitat in Lehre und Studium: die Prozessakkreditierung // I evaNetPosition. – 2006. – № 2. – P. 1–8.

5. Westerheijden D. F., Hulpiau V., Waeytens K. Lines of Change in the Discourse on Quality Assurance // 28th Annual EAIR forum. Rome, Italy, 30 Aug. 1 Sept. – 2006. – 19 p.

6. Булат Р. Е. Качество высшего образования в вузе как педагогическая система // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2015. – № 4 (232). – С. 137–143.

7. Srikanthan G., Dalrymple J. A synthesis of a quality management model for education in universities // International Journal of Educational Management. – 2004. – Vol. 18, – № 4. – P. 266–279. – URL: https://doi.org/10.1108/09513540410538859 (дата обращения: 11.03.2020)

8. Чучалин А. И., Могильницкий С. Б., Боровиков Ю. С., Коровкин М. В. Апробация типовой модели системы качества образовательного учреждения в вузах сибирского региона // Инженерное образование. – 2007. – № 4. – С. 154-163.

9. Булат Р. Е. Унификация управления качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах: Научное издание / ВИТУ. – СПб., 2008. – 280 с. – ISBN 5-94287-075-6

10. OECD (2019), Education at a Glance 2019: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris. – URL: https://doi.org/10.1787/f8d7880d-en (дата обращения: 20.02.2020)

11. Плигин А. А. Личностно ориентированное образование: история и практика: моногр.– М.: КСП+, 2003. – 432 с.

12. Жилина А. И. Теория и практика управления профессиональной подготовкой и карьерой руководителей системы образования. Книга 2: моногр.– СПб.: ИОВ РАО, 2001. – 360 с.

13. Похолков Ю. П., Чучалин А. И., Могильницкий С. Б., Боев O. В. Обеспечение и оценка качества в высшем образовании // Высшее образование в России. – 2004. – № 2. – С. 12–28.

14. Менеджмент качества в вузе /под ред. Ю. П. Похолкова и А. И. Чучалина. – Томск: ТПУ, 2004. – 252 с.

15. Булат Р. Е. Документационное обеспечение деятельности коллектива университета в системе управления качеством образования // Инженерное образование. – 2007. – № 4. – С. 136.

16. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Контроль качества обучения при аттестации. Компетентностный подход: учебное пособие. – М.: Логос, 2009. – 272 с.

17. Кузнецова Н. В. Управление знаниями как один из подходов к повышению качества профессиональной подготовки управленческих кадров // Социосфера. –2015. – № 1. – С. 86–89.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх