Специфика развития университетского образования в Китае

 
Код статьиS181570410020504-9-1
DOI10.54884/S181570410020504-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: лектор
Аффилиация: Институт педагогики университета Чжэнчжоу
Адрес: Китай
Должность: профессор кафедры воспитания и социализации
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы121-126
Аннотация

В статье рассмотрены некоторые тенденции развития университетского образования в Китае. Раскрыты основные результаты развития университетского образование в стране, проанализирована государственная стратегия обеспечения масштабного  и качественного развития университетского образования в современный период.

Ключевые словауниверситетское образование, Китай, развитие, модернизация, рейтинг мировых университетов
Источник финансированияИсследование проведено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) – РФФИ № 16-06-00083-ОГН.
Получено02.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов15058
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 На фоне современной глобализации наблюдается инновационно-технологическое соревнование между странами, которые намерены повысить свой международный статус. Университеты являются главными инкубаторами, производителями высококвалифицированных кадров, которые способны делать научно-инновационные открытия. Китай, являющийся вторым крупным экономическим субъектом в мире, имеет самое многочисленное население на Земле. В этой стране развитие университетского образования рассматривается как важный стратегический подход в повышении международного влияния в мире и политического статуса.
2 За последние 70 лет из страны, в которой было более 80% населения безграмотным, Китай по масштабу развития системы высшего образования превратился в лидирующую страну в мире. В настоящее время на основе накопленного опыта комплексного развития университетского образования меняется стратегия, направленная прежде всего на качественное и элитарное развитие. При этом не теряется специфика культурных традиций китайского народа.
3 Изучение позитивного опыта и специфики современного развития университетского образования в Китае актуально в связи с размышлениями о совершенствовании политики в области высшего образования в России. Оно способствует взаимопониманию в рамках обширного сотрудничества университетов двух стран – России и Китая – на фоне провозглашения 2020-2021 годов – Годами российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества, а также начала проекта «Один пояс - один путь».
4 Система университетского образования в Китае сформировалась на основе заимствования идей из опыта других стран, таких, как «японская», «немецкая» и «американская» модели образования. Это происходило в эпоху феодальной династии Цин (конец XIX – начало ХХ века) и Китайской республики (1912-1949 гг.), а после провозглашения Китайской Народной Республики (1949 - 1966 гг.) свое особенное влияние на развитие системы высшего образования оказала «советская» модель высшего образования. «Временное положение о работе высших учебных заведений, непосредственно подчиненных Министерству образования КНР», и ряд документов в 1961 году положили начало строительства системы высшего образования в Китае. С 1978 г., когда была выдвинута Дэн Сяопином политика «Реформы и открытости», появилось системное нормативное обеспечение развития высшего образования в Китае на законодательном уровне, благодаря которому эта сфера начала широко реформироваться.
5 Современные реформы образования берут начало от «Постановления ЦК КПК о реформах в системе образования» (1985). В целях прогрессивного развития образования в Китае, сокращения отставания науки и техники по сравнению с развитыми государствами в 90-е годы ХХ века Министерство образования Китая начинает модернизацию высшего образования. Об этом свидетельствует ряд основных законов и программ – «Программа реформ и развития образования КНР» (1993), Закон «об образования КНР» (1995), Закон «О высшем образовании» (1998), Государственная среднесрочная и долгосрочная программа «Реформирования и развития образования (2010-2020 годы)» [1].

всего просмотров: 243

Оценка читателей: голосов 0

1. Юань Фаньфань, Бражник Е. И. Нормативно-правовые основы формирования научно-образовательной среды в современных университетах КНР и России // Мир науки, культуры, образования.– 2016. – № 6 (61). – С.78-81.

2. Юань Фаньфань. Проекты модернизации современного университетского образования в Китае // Инновации. Интеллект. Культура: материалы XXIII всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции молодых ученых и студентов / ред. кол.: Г. И. Егорова, З. Р. Тушакова. – Тюмень: ТИУ, 2016. – С.119-124.

3. Юань Фаньфань. Традиции университетского образования в Китае // Научное мнение.– 2016. –№10. – С. 42-46.

4. Жэньминь жибао (人民日报). [Электронный ресурс]. – URL:http://opinion.people.com.cn/n/2013/0607/c1036-21771270.html (дата обращения 11.09.2020).

5. Официальный сайт университета Цинхуа. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tsinghua.edu.cn/szdw1.htm (дата обращения 11.09.2020).

6. Бражник Е. И., Жданова А. В., Юань Ф. Характеристика научно-образовательной среды в современных университетах Китая и России // Мир науки, культуры, образования.– 2017. – № 5(66). – С. 212-214.

7. Юань Фаньфань. Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности в Китае // Мир науки, культуры, образования.– 2017. – № 3(64). – С. 98-101.

8. Статистика образования Китая на 2019 г. // Министерство образования КНР : [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. – URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_fztjgb/202005/t20200520_456751.html (дата обращения 11.09.2020).

9. Рейтинг THE университетов мира 2021. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings (дата обращения 11.09.2020).

10. Статистика научно-исследовательской деятельности вузов Китая // Министерство науки и технологий КНР : [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. – URL: http://www.most.gov.cn/kjbgz/201708/t20170808_134407.htm (дата обращения 11.09.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх