Prospects and resources for the development of the CIS educational space in the context of multiculturalism

 
PIIS181570410020469-0-1
DOI10.54884/S181570410020469-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Federal State Budgetary Scientific Institution
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Postgraduate Consultant
Affiliation: Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute of Education Management of the Russian Academy of Education"
Address: Russian Federation, Москва
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages81-85
Abstract

The article reveals the prospects for the development of the CIS multicultural educational space on the basis of managing the interaction of adults’ public associations and traditional educational organizations of the CIS member states. Models of regional fields of interaction (coordination of positions) of adults’ public associations and traditional educational organizations are described: ethno-model, event-driven cascade, "net-tissue", value upbringing, umbrella.

Keywordseducational space of the CIS, multiculturalism, interaction management, models of interaction fields
Received01.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters12229
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Определение перспектив и ресурсов развития образовательного пространства СНГ в современных условиях невозможно без анализа процессов, происходящих в глобальном мире. При этом специалисты отмечают сложность прогнозирования педагогических явлений и феноменов, «поскольку для педагогики важен подход к изучаемым явлениям с позиций меж- и трансдисциплинарности через осмысление и учет общих современных геополитических тенденций и их влияния на мировое образовательное пространство в целом и национальные системы образования в частности [1].
2 Следует учитывать также, что в эпоху медиа усиливается интернационализация образовательного пространства, – это касается каждой страны, любой национальной системы образования. Как считают специалисты, важно в комплексе предусматривать особенности эпохи медиа, современного постиндустриального общества, глобализирующегося мира, имеющего множество постмодернистских характеристик [5].
3 При анализе и оценке реального положения дел в образовании в целом или в одной из его сфер, перспектив и направлений развития, а также при принятии конкретных решений, формирующих социокультурное и образовательное пространство, важно предусмотреть особенности современного информационного общества, последствия глобальных процессов, происходящих в мире и обусловливающих особенности в принятии решений, касающихся вопросов развития современных образовательных систем. Решение этих задач, стоящих перед мировыми системами образования, возможно только при устранении имеющихся несогласованностей в вопросах организации и управления этим пространством с позиций комплексного и междисциплинарного подходов [4; 3. с. 32].
4 Рассматривая образование как важнейшую и определяющую часть мегасистемы социума, учитывая постоянное и разнообразное взаимовлияние образования на социум и наоборот – социально-экономических процессов, протекающих в обществе, запросов общества на образование, при проектировании перспектив его развития, важно понимать, что из себя представляет образовательное пространство в социокультурном аспекте в эпоху медиа. Специалисты отмечают множество качественных характеристик современности, которые влияют на образование, – она характеризуется гибкостью, подвижностью, динамизмом, способностью развиваться поступательно, извлекая уроки из прошлого опыта и преодолевая возникающие конфликты и противоречия; возрастанием требований общества к образованию, обусловленным значительным ростом количества людей, занятых в интеллектуальных, общекультурных сферах; изменением их ориентиров в сторону творческой деятельности, ростом образовательных потребностей.
5 Социокультурные условия жизнедеятельности общества зависят от воздействия окружающей среды, находятся под влиянием международных процессов, мировых тенденций, геополитической ситуации, внешней и внутренней политики государства, масштабов осмысления общественным сознанием гуманитарных проблем, использования гуманистического потенциала национальных культур, религиозных конфессий и т.д. То есть гуманитарная составляющая – человеческий фактор, связанные с ним идеологические проблемы, идентичность, религиозность, нравственные аспекты, правосознание, информирование и т.д. – все влияет на формирование образовательного пространства и требует учета при проектировании стратегий и направлений его развития [10].

views: 229

Readers community rating: votes 0

1. Belyakov E.M., Voskresenskaya N.M., Ioffe A.N. Proektnaya deyatel'nost' v obrazovanii // Problemy sovremennogo obrazovaniya.– 2011. - № 3. - S. 62-67.

2. Zhirkova Z.S. Realizatsiya pedagogicheskogo potentsiala ehtnokul'turnykh traditsij kochevykh narodov Severa v regional'nom obrazovatel'nom prostranstve: dis. ... d-ra ped. nauk.– M.: FGBNU «Institut upravleniya obrazovaniem Rossijskoj akademii obrazovaniya», 2019. – 324 s.

3. Ivanov O.B., Ivanova S.V. Vliyanie global'nykh riskov i vyzovov na sistemy obrazovaniya i formirovanie edinogo mirovogo obrazovatel'nogo prostranstva: Federal'nyj spravochnik. Obrazovanie v Rossii. - T.12. - M.: NP «Tsentr strategicheskogo partnerstva», 2017. - S.31-38.

4. Ivanov O.B., Ivanova S.V. Formirovanie obrazovatel'nogo prostranstva: mezhdistsiplinarnyj vzglyad // Filosofskie nauki.– 2016. – №1. - S.39-49.

5. Ivanova S.V. Obrazovatel'noe prostranstvo kak ob'ekt proektirovaniya // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Traditsii i innovatsii v mirovom obrazovatel'nom prostranstve». Ch. I. – Pyatigorsk: PGLU, 2014. - S.384-393

6. Kozhemyakina L.A. Realizatsiya pedagogicheskogo potentsiala partnerskoj seti obrazovatel'nykh uchrezhdenij, uchrezhdenij kul'tury i obschestvennykh kul'turno-prosvetitel'skikh organizatsij // Nepreryvnoe obrazovanie vzroslykh – kharakternaya cherta sovremennogo obschestva: sb. statej /pod obsch. red. M.S. Yakushkinoj. – M.: FGBNU «IUO RAO», 2017. – S. 37-38.

7. Mal'kovskaya I.A. Polikul'turnoe obschestvo v fokuse plyuralisticheskoj paradigmy // Vestnik RUDN, seriya Sotsiologiya. - 2007. - № 2. – S.31-47.

8. Mal'kovskaya I.A. Znak kommunikatsii. Diskursivnye matritsy. - M.: Ehditorial URSS, 2004. – 345 s.

9. Pedan V.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov na osnove sobytijnykh setej: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. – M.: IUO RAO, 2017. – 27 s.

10. Sorina G.V., Mes'kov V.S. Sotsiokul'turnoe izmenenie obrazovatel'nogo prostranstva // Tsennosti i smysly. – 2013. - № 5(27). - S. 83-99.

11. Tlostanova M. V. Problema mul'tikul'turalizma i literatura SShA kontsa KhKh veka. - M.: IMLI RAN, «Nasledie», 2000. – 400 s.

12. Khusnutdinova S.R. Vystavki kak meropriyatiya sobytijnogo turizma i ikh rol' v razvitii goroda // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2012. – № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6214 (data obrascheniya: 23.08.2020).

13. Manuel Castells. The Rise of The Network Society: The Information Age: Economy, Society and Culture. - John Wiley & Sons, 2000. - p. 469 (angl.).0

Система Orphus

Loading...
Up