Перспективы и ресурсы развития образовательного пространства СНГ в условиях поликультурности

 
Код статьиS181570410020469-0-1
DOI10.54884/S181570410020469-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Консультант аспирантов
Аффилиация: ФГБНУ "Институт управления образованием Российской академия образования"
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы81-85
Аннотация

В статье раскрыты перспективы развития поликультурного образовательного пространства СНГ на основе управления взаимодействием общественных объединений взрослых и традиционных образовательных организаций государств-участников СНГ. Описаны модели региональных полей взаимодействия (согласования позиций) общественных объединений взрослых и традиционных образовательных организаций: этномодель, событийная каскадная, «сеть-паутина», ценностного воспитания, зонтичная.

Ключевые словаобразовательное пространство СНГ, поликультурность, управление взаимодействием, модели полей взаимодействия
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках темы научно-исследовательского проекта, поддержанного грантом РФФИ №18-013-00435.
Получено01.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов12229
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Определение перспектив и ресурсов развития образовательного пространства СНГ в современных условиях невозможно без анализа процессов, происходящих в глобальном мире. При этом специалисты отмечают сложность прогнозирования педагогических явлений и феноменов, «поскольку для педагогики важен подход к изучаемым явлениям с позиций меж- и трансдисциплинарности через осмысление и учет общих современных геополитических тенденций и их влияния на мировое образовательное пространство в целом и национальные системы образования в частности [1].
2 Следует учитывать также, что в эпоху медиа усиливается интернационализация образовательного пространства, – это касается каждой страны, любой национальной системы образования. Как считают специалисты, важно в комплексе предусматривать особенности эпохи медиа, современного постиндустриального общества, глобализирующегося мира, имеющего множество постмодернистских характеристик [5].
3 При анализе и оценке реального положения дел в образовании в целом или в одной из его сфер, перспектив и направлений развития, а также при принятии конкретных решений, формирующих социокультурное и образовательное пространство, важно предусмотреть особенности современного информационного общества, последствия глобальных процессов, происходящих в мире и обусловливающих особенности в принятии решений, касающихся вопросов развития современных образовательных систем. Решение этих задач, стоящих перед мировыми системами образования, возможно только при устранении имеющихся несогласованностей в вопросах организации и управления этим пространством с позиций комплексного и междисциплинарного подходов [4; 3. с. 32].
4 Рассматривая образование как важнейшую и определяющую часть мегасистемы социума, учитывая постоянное и разнообразное взаимовлияние образования на социум и наоборот – социально-экономических процессов, протекающих в обществе, запросов общества на образование, при проектировании перспектив его развития, важно понимать, что из себя представляет образовательное пространство в социокультурном аспекте в эпоху медиа. Специалисты отмечают множество качественных характеристик современности, которые влияют на образование, – она характеризуется гибкостью, подвижностью, динамизмом, способностью развиваться поступательно, извлекая уроки из прошлого опыта и преодолевая возникающие конфликты и противоречия; возрастанием требований общества к образованию, обусловленным значительным ростом количества людей, занятых в интеллектуальных, общекультурных сферах; изменением их ориентиров в сторону творческой деятельности, ростом образовательных потребностей.
5 Социокультурные условия жизнедеятельности общества зависят от воздействия окружающей среды, находятся под влиянием международных процессов, мировых тенденций, геополитической ситуации, внешней и внутренней политики государства, масштабов осмысления общественным сознанием гуманитарных проблем, использования гуманистического потенциала национальных культур, религиозных конфессий и т.д. То есть гуманитарная составляющая – человеческий фактор, связанные с ним идеологические проблемы, идентичность, религиозность, нравственные аспекты, правосознание, информирование и т.д. – все влияет на формирование образовательного пространства и требует учета при проектировании стратегий и направлений его развития [10].

всего просмотров: 230

Оценка читателей: голосов 0

1. Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Проектная деятельность в образовании // Проблемы современного образования.– 2011. - № 3. - С. 62-67.

2. Жиркова З.С. Реализация педагогического потенциала этнокультурных традиций кочевых народов Севера в региональном образовательном пространстве: дис. ... д-ра пед. наук.– М.: ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», 2019. – 324 с.

3. Иванов О.Б., Иванова С.В. Влияние глобальных рисков и вызовов на системы образования и формирование единого мирового образовательного пространства: Федеральный справочник. Образование в России. - Т.12. - М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2017. - С.31-38.

4. Иванов О.Б., Иванова С.В. Формирование образовательного пространства: междисциплинарный взгляд // Философские науки.– 2016. – №1. - С.39-49.

5. Иванова С.В. Образовательное пространство как объект проектирования // Материалы международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в мировом образовательном пространстве». Ч. I. – Пятигорск: ПГЛУ, 2014. - С.384-393

6. Кожемякина Л.А. Реализация педагогического потенциала партнерской сети образовательных учреждений, учреждений культуры и общественных культурно-просветительских организаций // Непрерывное образование взрослых – характерная черта современного общества: сб. статей /под общ. ред. М.С. Якушкиной. – М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. – С. 37-38.

7. Мальковская И.А. Поликультурное общество в фокусе плюралистической парадигмы // Вестник РУДН, серия Социология. - 2007. - № 2. – С.31-47.

8. Мальковская И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. - М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 345 с.

9. Педан В.А. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на основе событийных сетей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.: ИУО РАО, 2017. – 27 с.

10. Сорина Г.В., Меськов В.С. Социокультурное изменение образовательного пространства // Ценности и смыслы. – 2013. - № 5(27). - С. 83-99.

11. Тлостанова М. В. Проблема мультикультурализма и литература США конца ХХ века. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. – 400 с.

12. Хуснутдинова С.Р. Выставки как мероприятия событийного туризма и их роль в развитии города // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6214 (дата обращения: 23.08.2020).

13. Manuel Castells. The Rise of The Network Society: The Information Age: Economy, Society and Culture. - John Wiley & Sons, 2000. - p. 469 (англ.).0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх