Интеграция искусств как метод педагогики музыкального исполнительства

 
Код статьиS181570410020468-9-1
DOI10.54884/S181570410020468-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры музыкально-исполнительского искусства института изящных искусств
Аффилиация: Московский педагогический государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Московский педагогический государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы75-80
Аннотация

В статье рассматривается возможность интеграции музыкального и изобразительного искусств как метода музыкально-исполнительской подготовки китайских учащихся-пианистов. На основании общности идейно-художественных установок «Могучей кучки» и «Товарищества передвижных художественных выставок» предлагается использовать картины передвижников для более глубокого проникновения китайских учащихся-пианистов в мир художественных образов, отражающих особенности русской культуры.

Ключевые слова «Могучая кучка», «кучкизм», «Товарищество передвижных художественных выставок», русское фортепианное искусство, фортепианная педагогика
Получено01.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов16536
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Музыкально-педагогическая действительность большинства китайских музыкальных учебных заведений свидетельствует о заметной ограниченности академического репертуара, используемого при обучении учащихся-пианистов. Чаще всего используются произведения инструктивно-технического и дидактически опробованного характера. Это, с одной стороны, прочно закрепившиеся в практике обучения этюды К. Черни и М. Клементи, типовые примеры из полифонического творчества И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, а также наследия таких европейских классиков и романтиков, как Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Э. Григ. С другой стороны, это произведения, вызывающие профессиональный интерес у учащихся-пианистов своей красочностью и эффектностью, такие как концертно-виртуозные пьесы Ф. Шопена, Ф. Листа, Р. Шумана.
2 Фортепианные пьесы русских и «советских» композиторов также занимают определённое место в учебном репертуаре китайских музыкальных учебных заведений, однако их исполнение учащимися далеко не всегда соответствует заложенному в них образному содержанию, заметно ограничивая и обедняя их художественную ценность.
3 Вместе с тем в настоящее время значительный контингент китайских студентов и аспирантов получает профессиональную подготовку в музыкальных и музыкально-педагогических учебных заведениях России. Это не может не отразиться на выборе того репертуара, который является для них носителем содержания исполнительского обучения, то есть репертуара, в который включены произведения русских композиторов, таких как М. Мусоргский, П. Чайковский, С. Рахманинов, Н. Метнер, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.
4 В фортепианном наследии русских композиторов, творчество которых отличается реалистической направленностью и национально окрашенной спецификой, особое место занимают произведения членов «Могучей кучки», главной целью которой было создание искусства, основанного на передовых демократических идеях и новых подходах к творчеству. «Могучая кучка» как «блестящее творческое содружество, – пишет Е.М. Гордеева, – начало свое существование в 60-е годы, отмеченные подъемом демократического общественного движения, расцветом русской литературы, театра и живописи, гуманитарных и точных наук» [1, c.3].
5 Из творческого наследия кучкистов прежде всего необходимо отметить такие монументальные сценические и симфонические полотна, как «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина, оркестровые произведения М. Балакирева, целый ряд опер Н. Римского-Корсакова, которые вошли в сокровищницу не только русского, но и мирового музыкального искусства.
6 При этом важно особо отметить, что членам «Могучей кучки» принадлежит целый ряд произведений для фортепиано, которые явились этапными в развитии русского пианизма. Это прежде всего «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Исламей» М. Балакирева, Скерцо ля бемоль мажор А. Бородина, Фортепианный концерт до диез минор Н. Римского-Корсакова, а также целый ряд пьес Ц. Кюи. Эти и другие фортепианные опусы кучкистов представляют величайшую ценность в истории русского фортепианного искусства, содержат огромный художественно-дидактический потенциал для приобщения иностранных, в частности китайских, пианистов к русскому музыкальному искусству.

всего просмотров: 253

Оценка читателей: голосов 0

1. Гордеева Е.М. Композиторы «Могучей кучки». – М.: Музыка, 1985. – 446 с.

2. Москалюк М.В. Мировоззренческие и художественные особенности творчества передвижников: религиозный аспект: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. – М., 2006. - 44 с.

3. Русская музыкальная литература. Вып. 2. – Л.: Музыка, 1984. – 301 с.

4. Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. – Л.: Художник РСФСР, 1965. – 105 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх