Инклюзивные процессы в системе непрерывного образования лиц с инвалидностью

 
Код статьиS181570410020463-4-1
DOI10.54884/S181570410020463-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Cтарший научный сотрудник
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Ведущий научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования
Аффилиация:
Санкт-Петербургский университет промышленных технологий
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Профессор
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ им. Ульянова (Ленина)
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Доцент кафедры коррекционной педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (65)
Страницы50-56
Аннотация

В данной статье инклюзия рассматривается как современная социальная концепция образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Анализируются теоретические и практические вопросы их непрерывного образования, обеспечивающего в условиях цифровой цивилизации образовательную, профессиональную и социокультурную интеграцию лиц этих групп с учётом основных возрастных этапов.

Ключевые словаинклюзия, инклюзивные процессы, интеграция, лица с инвалидностью, непрерывное образование, новые коммуникационные технологии, цифровая цивилизация, образовательные организации, организации социальной защиты
Получено01.06.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов19451
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 По документам ЮНЕСКО образование в условиях инклюзии – это создание общества равных возможностей и ответ на приоритеты развития разносторонних потребностей лиц с инвалидностью для обеспечения им на всех возрастных этапах участия в разных сферах жизни, продуктивной интеграции в процессе социализации и социокультурного взаимодействия. Как известно, лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – собирательный термин, включающий в себя разнообразные по психолого-медико-педагогическим характеристикам категории детей и взрослых с особыми образовательными и социокультурными потребностями, объединяющими их в общую проблемную социальную группу, требующую особого внимания государства и общества. Различия отдельных категорий лиц с ОВЗ в физическом и психическом развитии определяются причинами, обусловившими их первичное нарушение, временем воздействия патологических факторов, структурой дефекта, особенностями проявления вторичных нарушений [4, 6].
2 Инновационная трансформация современных подходов к образованию как важнейшему социокультурному явлению обнаруживает в инклюзивном образовании мощный резерв для развития личности, социальных групп и общества целом.
3 Рассмотрение инклюзивного образования как социокультурного феномена сегодня является особо актуальным, так как процесс вхождения людей с инвалидностью в общественное пространство, детерминированный образовательной ситуацией, обусловлен идеей гуманизации взаимодействия субъектов в поликультурной среде. Данный процесс включает диалектическое единство индивидуально-личностного (самости) – дифференциально-группового (социального); рационального и практического, аффективного (чувственного впечатления) и когнитивного (осознанного). «Инклюзия может рассматриваться не только как статическая ситуация, но и как динамический процесс системных преобразований, связанных с принятием обществом социальной группы с ограниченными возможностями здоровья» [5, с. 89-91].
4 В условиях организации инклюзивного непрерывного образования решается целый пласт гуманистических проблем, среди которых наиболее значимые:
  • создание условий для гуманитарного диалога в обществе, охватывающего все слои населения, независимо от социальных статусов, национальных, религиозных, культурных и других предпочтений.
  • ориентация на социокультурную интеграцию в системе образования лиц с разным психофизическим потенциалом, образовательными потребностями и возможностями в преодолении барьеров, реализация идеи доступности образования как на групповом, так и на индивидуальном уровнях и всех его ступенях;
  • создание условий для реализации основных принципов образования путём комплексной поддержки лиц, нуждающихся в медико-психологической, социальной, информационной, транспортной и других обеспечение междисциплинарного подхода и межведомственного компонента в реализации целостных программ, транслирующих идеи инклюзии лицам независимо от состояния здоровья, этических, религиозных особенностей, социокультурного и образовательного потенциала;
  • видах помощи;
  • включение в инклюзивный процесс образования социальных институтов, которые сегодня активно завоёвывают образовательное пространство за счёт новых институциональных форм: социально-реабилитационных и медико-реабилитационных центров и т.д.;
  • проведение поэтапного мониторинга результатов образовательной деятельности в инклюзивном режиме в условиях использования различных вариантов организационных форм в системе формального и неформального образования.

всего просмотров: 301

Оценка читателей: голосов 0

1. Актуальные проблемы непрерывного образования инвалидов /под ред. В. Г. Онушкина, Е. П. Тонконогой, С. С. Лебедевой.– СПб.: ИОВ РАО, 1994.– 86 с.

2. Лебедева С. С., Безух С. М., Тонконогая Е. П. Совершенствование системы образования инвалидов как социальной группы // Человек и образование.– 2017.– № 4.– С. 99-105.

3. Лебедева С. С., Куликова Е. А. Инклюзивное образование для лиц с ОВЗ и инвалидов в условиях реализации принципа непрерывности // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции 23-24 апреля 2020 /под ред. Ю. П. Платонова. – СПб.: ГИПСР, 2020.– С. 261-262.

4. Лебедева С. С., Куликова Е. А., Кудрявцева М. Е. Современные направления развития теории непрерывного образования инвалидов как социальной группы // Человек и образование. – 2018.– №4 (57).– С. 54-59.

5. Лебедева С. С., Куликова Е. А., Кудрявцева М. Е. Теоретические и организационно-педагогические основы обеспечения инклюзивным образованием лиц с ограничениями жизнедеятельности // Улучшение качества жизни инвалидов: доступность, эффективность, новые подходы. Тезисы докладов, представленных на общеевропейскую конференцию 21-22 сентября 2006 года, Санкт-Петербург.– СПб., 2006.

6. Лица с ограниченными возможностями здоровья в современном реабилитационно-образовательном пространстве: кол. моногр. /С. Ю. Ильина, В. В. Кантор, С. С. Лебедева и др. – СПб.: Изд-во HUGE bv& Герцена, 2018.– 142 с.

7. Матвеев Н.В. Педагогическое взаимодействие с гетерогенными группами студентов техникума в системе дуального образования //Стратегии формирования инклюзивной среды: сб-к науч. тр. по материалам МНПК «Вуз как гетерогенная организация: стратегии формирования инклюзивной среды» (В. Новгород, СПб. (17-19 мая 2016 года) /сост. М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, ред.-сост. Н. В. Богатенкова.– СПб.: СПб АППО, 2016.– 320 с.

8. Непрерывное образование инвалидов: опыт, проблемы, перспективы /под ред. В. Г. Онушкина, Е. П. Тонконогой, С. С. Лебедевой. – СПб.: ИОВ РАО, 1996.– 98 с.

9. Образование как фактор интеграции инвалидов в общество: теория, практика и перспективы / под. ред С. С. Лебедевой. – СПб.: ИОВ РАО, 2000.– 134 с.

10. Певзнер М.Н., Петряков П.А. Инклюзия как организационная стратегия современного вуза // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.– 2016.– № 5(96).– С. 90-93.

11. Резинкина Л. В., Высочина Т. А. Инклюзивное образование в вузе: учебное пособие.– СПб.: СПбГУПТД, 2018. – 104 c. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=2018344, по паролю.

12. Резинкина Л. В. Университетский центр инклюзивного и дуального образования: концепция становления и развития // Материалы МНПК "Современный менеджмент: проблемы и перспективы». – СПб.: ФГБОУ ВО «СПб ГЭУ», 2018. – С. 208-213.

13. Савельева В. С. Организационно-управленческая модель ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования // Вестник Донецкого педагогического института.– 2018. – № 2.

14. Формирование региональной системы – от непрерывного инклюзивного образования до сопровождения при трудоустройстве: сборник научно–методических материалов. – Уфа: АЭТЕРНА, 2019. – 219 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх