Inclusive processes in the system of lifelong education persons with disabilities

 
PIIS181570410020463-4-1
DOI10.54884/S181570410020463-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Leading Researcher of the Scientific Research Center-2 of the Federal State Institution Scientific Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology
Affiliation:
St. Petersburg University of Industrial Technologies
Research Institute of the Federal Penitentiary Service
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Professor
Affiliation: St. Petersburg State Electrotechnical University “LETI” Ulyanov (Lenina)
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Associate Professor of Department of Correctional Pedagogy
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages50-56
Abstract

In this article, inclusion is considered as a modern social concept of education for persons with disabilities and disabled health. The article analyzes the theoretical and practical issues of lifelong education of these groups in the context of digital civilization. The significance of inclusive processes in educational and social protection institutions, the use of new communication technologies, universal design and other means that provide educational, professional and socio-cultural integration of persons of the above groups, taking into account the main age stages, is revealed.

Keywordsinclusion, inclusive processes, integration, persons with disabilities, lifelong education, new communication technologies, digital civilization, educational organizations, social protection organizations
Received01.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters19451
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 По документам ЮНЕСКО образование в условиях инклюзии – это создание общества равных возможностей и ответ на приоритеты развития разносторонних потребностей лиц с инвалидностью для обеспечения им на всех возрастных этапах участия в разных сферах жизни, продуктивной интеграции в процессе социализации и социокультурного взаимодействия. Как известно, лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – собирательный термин, включающий в себя разнообразные по психолого-медико-педагогическим характеристикам категории детей и взрослых с особыми образовательными и социокультурными потребностями, объединяющими их в общую проблемную социальную группу, требующую особого внимания государства и общества. Различия отдельных категорий лиц с ОВЗ в физическом и психическом развитии определяются причинами, обусловившими их первичное нарушение, временем воздействия патологических факторов, структурой дефекта, особенностями проявления вторичных нарушений [4, 6].
2 Инновационная трансформация современных подходов к образованию как важнейшему социокультурному явлению обнаруживает в инклюзивном образовании мощный резерв для развития личности, социальных групп и общества целом.
3 Рассмотрение инклюзивного образования как социокультурного феномена сегодня является особо актуальным, так как процесс вхождения людей с инвалидностью в общественное пространство, детерминированный образовательной ситуацией, обусловлен идеей гуманизации взаимодействия субъектов в поликультурной среде. Данный процесс включает диалектическое единство индивидуально-личностного (самости) – дифференциально-группового (социального); рационального и практического, аффективного (чувственного впечатления) и когнитивного (осознанного). «Инклюзия может рассматриваться не только как статическая ситуация, но и как динамический процесс системных преобразований, связанных с принятием обществом социальной группы с ограниченными возможностями здоровья» [5, с. 89-91].
4 В условиях организации инклюзивного непрерывного образования решается целый пласт гуманистических проблем, среди которых наиболее значимые:
  • создание условий для гуманитарного диалога в обществе, охватывающего все слои населения, независимо от социальных статусов, национальных, религиозных, культурных и других предпочтений.
  • ориентация на социокультурную интеграцию в системе образования лиц с разным психофизическим потенциалом, образовательными потребностями и возможностями в преодолении барьеров, реализация идеи доступности образования как на групповом, так и на индивидуальном уровнях и всех его ступенях;
  • создание условий для реализации основных принципов образования путём комплексной поддержки лиц, нуждающихся в медико-психологической, социальной, информационной, транспортной и других обеспечение междисциплинарного подхода и межведомственного компонента в реализации целостных программ, транслирующих идеи инклюзии лицам независимо от состояния здоровья, этических, религиозных особенностей, социокультурного и образовательного потенциала;
  • видах помощи;
  • включение в инклюзивный процесс образования социальных институтов, которые сегодня активно завоёвывают образовательное пространство за счёт новых институциональных форм: социально-реабилитационных и медико-реабилитационных центров и т.д.;
  • проведение поэтапного мониторинга результатов образовательной деятельности в инклюзивном режиме в условиях использования различных вариантов организационных форм в системе формального и неформального образования.

views: 331

Readers community rating: votes 0

1. Aktual'nye problemy nepreryvnogo obrazovaniya invalidov /pod red. V. G. Onushkina, E. P. Tonkonogoj, S. S. Lebedevoj.– SPb.: IOV RAO, 1994.– 86 s.

2. Lebedeva S. S., Bezukh S. M., Tonkonogaya E. P. Sovershenstvovanie sistemy obrazovaniya invalidov kak sotsial'noj gruppy // Chelovek i obrazovanie.– 2017.– № 4.– S. 99-105.

3. Lebedeva S. S., Kulikova E. A. Inklyuzivnoe obrazovanie dlya lits s OVZ i invalidov v usloviyakh realizatsii printsipa nepreryvnosti // Psikhologo-sotsial'naya rabota v sovremennom obschestve: problemy i resheniya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 23-24 aprelya 2020 /pod red. Yu. P. Platonova. – SPb.: GIPSR, 2020.– S. 261-262.

4. Lebedeva S. S., Kulikova E. A., Kudryavtseva M. E. Sovremennye napravleniya razvitiya teorii nepreryvnogo obrazovaniya invalidov kak sotsial'noj gruppy // Chelovek i obrazovanie. – 2018.– №4 (57).– S. 54-59.

5. Lebedeva S. S., Kulikova E. A., Kudryavtseva M. E. Teoreticheskie i organizatsionno-pedagogicheskie osnovy obespecheniya inklyuzivnym obrazovaniem lits s ogranicheniyami zhiznedeyatel'nosti // Uluchshenie kachestva zhizni invalidov: dostupnost', ehffektivnost', novye podkhody. Tezisy dokladov, predstavlennykh na obscheevropejskuyu konferentsiyu 21-22 sentyabrya 2006 goda, Sankt-Peterburg.– SPb., 2006.

6. Litsa s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sovremennom reabilitatsionno-obrazovatel'nom prostranstve: kol. monogr. /S. Yu. Il'ina, V. V. Kantor, S. S. Lebedeva i dr. – SPb.: Izd-vo HUGE bv& Gertsena, 2018.– 142 s.

7. Matveev N.V. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie s geterogennymi gruppami studentov tekhnikuma v sisteme dual'nogo obrazovaniya //Strategii formirovaniya inklyuzivnoj sredy: sb-k nauch. tr. po materialam MNPK «Vuz kak geterogennaya organizatsiya: strategii formirovaniya inklyuzivnoj sredy» (V. Novgorod, SPb. (17-19 maya 2016 goda) /sost. M. N. Pevzner, P. A. Petryakov, red.-sost. N. V. Bogatenkova.– SPb.: SPb APPO, 2016.– 320 s.

8. Nepreryvnoe obrazovanie invalidov: opyt, problemy, perspektivy /pod red. V. G. Onushkina, E. P. Tonkonogoj, S. S. Lebedevoj. – SPb.: IOV RAO, 1996.– 98 s.

9. Obrazovanie kak faktor integratsii invalidov v obschestvo: teoriya, praktika i perspektivy / pod. red S. S. Lebedevoj. – SPb.: IOV RAO, 2000.– 134 s.

10. Pevzner M.N., Petryakov P.A. Inklyuziya kak organizatsionnaya strategiya sovremennogo vuza // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo.– 2016.– № 5(96).– S. 90-93.

11. Rezinkina L. V., Vysochina T. A. Inklyuzivnoe obrazovanie v vuze: uchebnoe posobie.– SPb.: SPbGUPTD, 2018. – 104 c. – [Ehlektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=2018344, po parolyu.

12. Rezinkina L. V. Universitetskij tsentr inklyuzivnogo i dual'nogo obrazovaniya: kontseptsiya stanovleniya i razvitiya // Materialy MNPK "Sovremennyj menedzhment: problemy i perspektivy». – SPb.: FGBOU VO «SPb GEhU», 2018. – S. 208-213.

13. Savel'eva V. S. Organizatsionno-upravlencheskaya model' resursnogo tsentra soprovozhdeniya inklyuzivnogo obrazovaniya // Vestnik Donetskogo pedagogicheskogo instituta.– 2018. – № 2.

14. Formirovanie regional'noj sistemy – ot nepreryvnogo inklyuzivnogo obrazovaniya do soprovozhdeniya pri trudoustrojstve: sbornik nauchno–metodicheskikh materialov. – Ufa: AEhTERNA, 2019. – 219 s.

Система Orphus

Loading...
Up