Developing preschoolers’ skills in working with watercolors

 
PIIS181570410020354-4-1
DOI10.54884/S181570410020354-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department of Fine Arts
Affiliation: Nizhnevartovsk State University
Address: Russian Federation, Nizhnevartovsk
Occupation: Master Student of the Department of Fine Arts
Affiliation: Nizhnevartovsk State University
Address: Russian Federation, Nizhnevartovsk
Journal nameMan and Education
Edition
Pages125-131
Abstract

The article discusses the methodology for developing preschoolers’ skills in working with watercolors, presents an experimental test of the effectiveness of the proposed methodological recommendations, methods and techniques for the development of children’s watercolor painting techniques. The importance of mastering the skills of working with watercolors by preschoolers is emphasized.

Keywordswatercolors, preschoolers, teaching methods, techniques and methods, aesthetic education, art education
Received25.05.2022
Publication date25.05.2022
Number of characters17397
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Воспитательные функции изобразительной деятельности детей неоспоримы. Именно в изодеятельности у ребенка формируются наблюдательность, фантазия, восприятие, эстетический вкус, развивается воображение, художественные способности. «Средством развития эстетического сознания в дошкольном возрасте выступает деятельность ребенка, связанная с искусством, отражающим реальность с помощью художественно-образных обобщений, вызывающих идейно-эмоциональное, эстетическое отношение к явлениям мира» [1, с. 38]. Занятия рисованием развивают умение видеть и воспринимать красоту окружающей действительности, восхищаться произведениями искусства. «Изобразительная деятельность способствует развитию исключительно положительных качеств ребенка, мотивируя его к дальнейшему творчеству» [4, с. 275]. Актуальность формирования изобразительных умений дошкольника отображена в новом Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), п. 2.6, где определены образовательные области, одна из которых — художественно-эстетическое развитие дошкольника. Данная образовательная область предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства и реализацию самостоятельной творческой деятельности, в том числе и изобразительной [9].
2 Практика дошкольных учреждений накопила большой опыт использования занятий изобразительной деятельностью в целях развития у детей чувства красоты, совершенствования знаний о форме, окраске, композиционном решении, художественном образе, а также развития у них ручных умений и художественного вкуса. «Изобразительное искусство участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами и развивает двигательную координацию. Одновременно с изучением новых материалов и построением различных форм у детей происходит осмысление окружающего мира» [5, с. 271].
3 Проблемой развития у дошкольников изобразительных умений и творческих способностей занимались Н.А.Ветлугина, С.Е.Игнатьев, Т.Г.Казакова, В.И.Киреенко, Т.С.Комарова, Г.В.Лабунская, Е.А.Флерина и др. Одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество» Е.А.Флерина, расширили и обогатили ее исследования С.Е.Игнатьев, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, выделив в изобразительной деятельности периоды, этапы закономерного развития творческого процесса детей разных возрастных категорий. «Именно художественное творчество открывает искусство для каждого. А кроме того, творчество создает в человеке творческое отношение к любой деятельности, воспитывает в человеке всесторонне развитую гармоничную, интеллектуальную, гуманистическую личность» [8, с. 339].
4 Работа акварельными красками формирует изящество восприятия мира и тонкую духовную организацию личности дошкольника. Акварель является сложным материалом и, следовательно, тем самым приучает детей к серьезной вдумчивой деятельности в области творчества. Работа акварельными красками способствует выработке навыка аккуратной работы, развивает умение видеть тонкие цветовые нюансы, учит творческому, своеобразному восприятию образа окружающей действительности. Очень важным является обучение детей точности и гармоничности передачи цвета и цветовых сочетаний. «Понятие «цвет» в живописи связано с задачами цветовой гармонии, колорита, цветовых систем, семиотики и т.п.» [6, с. 384].

views: 262

Readers community rating: votes 0

1. Berezhanskaya S.V. Razvitie ehsteticheskogo soznaniya doshkol'nika v kul'turnykh praktikakh muzykal'noj deyatel'nosti //Traditsii i novatsii v doshkol'nom obrazovanii. – 2019.– № 5 (13).– S. 37-39.

2. Davydova G.N. Netraditsionnye tekhniki risovaniya. Chast' 1. - M.: Izdatel'stvo «Skriptorij 2003», 2013.

3. Zhukova K.S. Obuchenie priemam akvarel'noj zhivopisi // Nauchnye trudy magistrantov i aspirantov. – Nizhnevartovsk, 2019.– S. 174-176.

4. Mel'kova E.A. Vliyanie izobrazitel'noj deyatel'nosti na vsestoronnee razvitie shkol'nikov // XX Vserossijskaya studencheskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta: sbornik statej // otv.red. A.V. Korichko. – Nizhnevartovsk.-2018.– S. 273-275.

5. Polynskaya I.N. Vneklassnaya rabota po izobrazitel'nomu iskusstvu v obscheobrazovatel'noj shkole // Sovremennaya nauka i obrazovanie: novye podkhody i aktual'nye issledovaniya: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Cheboksary. – 2020. – S. 269-276.

6. Polynskaya I.N., Vidineev V.N. Iz istorii rozhdeniya krasok v zhivopisi //Khudozhestvennaya kul'tura.– 2020.– № 4 (35).– S. 382-397.

7. Polynskaya I.N., Eres'ko D.A. Metodicheskie rekomendatsii obucheniya uchaschikhsya v kruzhkovoj rabote zhivopisi natyurmorta s natury akvarel'nymi kraskami // Teoreticheskie i prikladnye aspekty razvitiya sovremennoj nauki i obrazovaniya: Materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii.– Nizhnevartovsk.- 2020.– S. 148-153.

8. Salamova Yu.Kh. Izobrazitel'naya deyatel'nost' shkol'nikov // XIX Vserossijskaya studencheskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta: sbornik statej.– Nizhnevartovsk, 2017. – S. 339-341.

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart. Prikaz № 1155 Ministerstva obrazovaniya i nauki ot 17 oktyabrya 2013 goda.

Система Orphus

Loading...
Up