Составление онлайн глоссариев как метод самостоятельной работы студентов и способ развития «мягких» навыков

 
Код статьиS181570410020349-8-1
DOI10.54884/S181570410020349-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент Департамента английского языка и профессиональной коммуникации
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы119-124
Аннотация

В статье рассматриваются преимущества составления онлайн глоссариев в формате смешанного обучения и самостоятельной работы студентов; проводится анализ целей и содержания лексикографической деятельности в историческом и современном срезе; результаты эксперимента по проведению обсуждаются в свете приобретения языковых знаний, а также эффективности развития надпрофессиональных навыков.

Ключевые словаглоссарий, реферативные источники информации, лексикография, мягкие навыки, лексико-семантические и грамматические свойства слов, самостоятельная работа, рецептивные и продуктивные навыки, смешанное обучение
Получено25.05.2022
Дата публикации25.05.2022
Кол-во символов12218
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Будущим работодателям требуются не только знание профессии, но и так называемые ‘soft skills’, то есть функционально взаимосвязанные социальные навыки, эксплицируемые в рабочей ситуации. Эти навыки относятся к сфере коммуникации (умение строить социально-приемлемые отношения и применять языковые стратегии в разных ситуациях общения), самоуправления (эмоциональный интеллект – способность к рефлексии и самоконтролю), мышления (академические навыки – логика, креативность, информационный поиск, систематизация) и социальной сферы (способность работать в команде и давать обратную связь, планировать и распределять задачи, оказывать взаимопомощь).
2 Цель данной работы – продемонстрировать, как составление онлайн-глоссария может помочь активизировать системы языка (лексику и грамматику), сместить фокус аудиторных занятий с отработки рецептивных на получение продуктивных навыков и помочь студентам поколения Z приобрести «мягкие навыки», необходимые для будущей профессиональной деятельности.
3 Составление глоссариев является одним из самых древних видов языкового творчества, зародившимся как способ толкования поэзии Гомера. Слово «глосса» обозначало «примечание». Символично, что синонимом «глоссы» было слово «схолия», однокоренное с такими словами, как «схоластик» и «школа». Схоластические учения проповедовались средневековыми университетами, и глоссы применялись для толкования библии и документов Римского права, например, сборников законов Юстиниана [10, с. 895].
4 Интересно также, как составлялись юридические глоссы. Было четыре вида пояснений: собственно «глосса», т.е. выяснение смысла отдельных слов и выражений (мы называем это дефиниции или определения), «сумма» или «обозрение титулов» (лингвистическая форма), «казус» или выяснение отдельных мест путем примеров (т.е. контекстное употребление) и «брокарда» или извлечение общих положений из объяснений (т.е. использование слова или выражения) [10, с. 896]. Как видим, еще в средневековье схоластики разработали основные аспекты обработки вербализированной информации: языковая форма, значение, словоупотребление и прагматика, и именно глоссаторы ввели традицию давать перевод слов и выражений на язык потребителя информации, что делает этот тип лексикографического творчества «демократичным» способом изучения языка в отличие от словарей.
5 Словари появились в ответ на необходимость сохранить чистоту языка народа-победителя, который подвергался языковой агрессии со стороны завоеванных народов, пытавшихся видоизменить тот язык, вводя в речь диалектизмы. Например, в эпоху эллинских завоеваний составлялись словари греческого языка, латиняне переняли эту традицию, составляя «лексиконы», словари составлялись американскими колонистами, и Бенджамин Франклин утверждал, что у каждого мальчика должен быть словарь английского языка, что также связано с геополитическими причинами [14].

всего просмотров: 260

Оценка читателей: голосов 0

1. Аксенова А.Ю., Примчук Н.В. Сущностные характеристики персонификации обучения: средовый подход // Человек и образование. – 2020. – № 4 (65). – С. 43-49.

2. Белогаш М. А., Мельничук М. В. Когнитивные аспекты развития информационно- образовательной среды в высшей школе в эпоху цифровизации. // Российский гуманитарный журнал. Том 9. – 2020. –№2.– С. 123-132.

3. Ильина С.П., Циммерман Н.В. Развитие идеи индивидуализации образования как историческая предпосылка персонифицированного обучения // Человек и образование. – 2020. – № 4 (65). – С. 57-63.

4. Кручинин М.В., Кручинина Г.А., Седов Д.С., Сорокин И.А. Традиционные и цифровые технологии обучения в оценке студентов высшей школы // Человек и образование. – 2020. – № 3 (64). – С. 55-61.

5. Лапидус Л.В., Гостилович А.О., Омарова Ш.А. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – Выпуск № 83.– C. 271-293.

6. Лебедева М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // Человек и образование. – 2015. – № 1 (42). – С. 105-108.

7. Марон А.Е., Резинкина Л.В., Королева Е.Г. Педагог в пространстве дистанционного обучения: новые возможности // Человек и образование. – 2020. – № 3 (64). – С. 22-26.

8. Чикилева Л. С. Роль тьютора в выборе инструментов педагогического управления для организации самостоятельной работы по иностранному языку // Интеграция образования. – 2019. – Т. 23, № 3. – С. 476-489.

9. Широких А.Ю. Способы произвольного запоминания иноязычной терминологии в практике обучения иностранным языкам. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 9. С. 248-252.

10. Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андреевского. – Санкт-Петербург: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон: Том VIIIА (16). [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003924244#?page=431 (Дата обращения 17.02.2021).

11. Bencsik A., Horváth-Csikós G., Juhász T. Y and Z Generations at Workplaces. // Journal of Competitiveness. – 2016. – Vol. 8, Issue 3. P. 90 – 106.

12. Shirokikh A.Yu. Glossary Compilation: Cultural Implications, Learners' Autonomy, Mnemonics, Professional Development and Motivation. // Modern Journal of Language Teaching Methods. – 2018. – Vol. 8, Issue 12. P. 245-260.

13. Thornbury S. How to Teach Vocabulary. Pearson Education Limited. 2002. 185 P.

14. Walker A., Dictionary. // Britannica: encyclopedia. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.britannica.com/topic/dictionary (Дата обращения 31.01.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх