The Problem of Supporting and Accompanying Juveline Lawbreakers in Russia: a Historical Aspect

 
PIIS181570410020340-9-1
DOI10.54884/S181570410020340-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Рostgraduate Student of the Department of Pedagogy and Psychology
Affiliation: Smolensk State University
Address: Russian Federation, Smolensk
Occupation: Head of the Department of Pedagogy and Psychology
Affiliation: Smolensk State University
Address: Russian Federation, Smolensk
Journal nameMan and Education
Edition
Pages84-89
Abstract

The article reveals the problem of organising support to juveline lawbreakers who were released from correctional shelters in the Russian Empire in the late 19th - early 20th century. For this purpose  Association for helping underage ex-prisoners was established, which opened special shelters for this category of people. 

Keywordsjuvenile lawbreakes, the Russian Empire, XIX century, correctional shelters, Association for helping the underage, shelter, help
Received24.05.2022
Publication date24.05.2022
Number of characters18453
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В России со второй половины XIX века открываются специальные воспитательно-исправительные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Колонии-приюты были особенно необходимы, так как позволяли сократить масштабы детской преступности, не давая данной проблеме увеличиваться в своих масштабах. Стоит отметить, что в подобные заведения попадали не только несовершеннолетние правонарушители, но также беспризорные и нищенствующие дети, которые под влиянием негативной социальной обстановки могли встать на преступный путь [7].
2 Колонии-приюты являлись своего рода учреждениями профилактики рецидивов, так как в них на личность малолетнего преступника педагогическим персоналом оказывалось положительное влияние: подопечных воспитывали в трудовом, умственном, нравственном и физическом ключе. Такое воздействие давало благоприятные результаты. Так, согласно отчету о воспитательно-исправительных заведениях Российской империи за 1908-1909 год, 103 бывших воспитанника колоний-приютов были помещены в мастерские и на заводы или занимались самостоятельным ремеслом; 15 были оставлены при заведениях подмастерьями; 45 занимались сельским хозяйством и садоводством; 49 находились в услужении, занимали должность или имели другие занятия. Однако статистика свидетельствует и о том, что среди бывших воспитанников колоний-приютов были и те, кто вновь совершил правонарушение. За 1908-1909 год их насчитывалось 33 человека (из всех исправительных учреждений) [5].
3 Кроме того, данные, обнаруженные нами в Государственном архиве Смоленской области (ГАСО), свидетельствуют о том, что в среднем рецидивы в исправительных заведениях для малолетних преступников в Российской империи составляли 21% [4].
4 Таким образом, несмотря на то, что процесс исправления несовершеннолетних правонарушителей в специальных заведениях страны был организован довольно четко и эффективно, проблема повторных преступлений все же существовала. Государство осознавало, что изменить установки и ценности ребенка на социально приемлемые (пока он находился в исправительном учреждении) – это лишь часть той большой работы, которую необходимо было выполнять педагогам. Однако объективно существовал огромный риск того, что после освобождения несовершеннолетний снова пойдет по прежнему пути. Причем в этом была даже не его вина, а серьезная проблема социума, который не был готов принять порочного ребенка. Следовательно, последнему просто некуда было идти, и единственно верный выход он видел в обращении за помощью и советом к старым «товарищам», не отличавшимся законопослушностью, трудолюбием и порядочностью [4].
5 Поэтому государство особое внимание уделяло именно организации системы помощи и поддержки освободившимся из колоний-приютов питомцам. Так, Педагогический СоветCторожищенской исправительной колонии-приюта Смоленской губернии имел право отдавать воспитанников, за исключением подследственных и подсудимых, пробывших в колонии не менее одного года, до достижения ими 18 лет в обучение к благонадежным мастерам, в промышленные заведения или на сельскохозяйственные работы (под непосредственным наблюдением). Вышедшие из колонии-приюта выпускники в течение трех лет состояли под покровительством заведения, которое оказывало им возможную помощь и помогало адаптироваться к условиям самостоятельной жизни в обществе. При выпуске из колонии всем воспитанникам, за исключением поступивших по просьбе родителей или опекунов, а также подследственных и подсудимых, выдавалось пособие на одежду и проезд, установленное Советом учреждения [6].

views: 301

Readers community rating: votes 0

1. GA RF (1878). Ustav Obschestva posobiya nesovershennoletnim, osvobozhdennym iz mest zaklyucheniya. F. 122, op. 1, d. 706.

2. GA RF (1880-1881). Otchet Komiteta Obschestva posobiya nesovershennoletnim, osvobozhdennym iz mest zaklyucheniya za 1880-1881. F. 122, op. 1, d. 706.

3. GA RF. Otchet po ubezhischu. F. 122, op. 1, d. 706.

4. GASO (1904). Doklad Pedagogicheskogo Soveta Smolenskoj ispravitel'noj kolonii Komitetu po upravleniyu delami i imuschestvom Smolenskogo Obschestva ispravitel'nykh priyutov i kolonij dlya nesovershennoletnikh i Storozhischenskoj sel'skokhozyajstvennoj shkoly ot 6 sentyabrya 1904 goda. F. R-368, op. 1, d. 3.

5. GASO (1908-1909). Vospitatel'no-ispravitel'nye zavedeniya dlya nesovershennoletnikh v Rossijskoj imperii. F. R-368, op. 1, d. 12.

6. GASO (1910). Otchety s opravdatel'nymi dokumentami po Smolenskoj ispravitel'noj kolonii, imeniyu Storozhische i sel'skokhozyajstvennoj shkole. F. R-368, op. 1, d. 27.

7. GASO. Ustav Smolenskoj kolonii dlya maloletnikh prestupnikov. F. R-368, op. 1, d. 1.

Система Orphus

Loading...
Up