Особенности современного семейного воспитания в России: ожидания и перспективы

 
Код статьиS181570410020339-7-1
DOI10.54884/S181570410020339-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующая кафедрой «Методология образования»
Аффилиация: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Адрес: Российская Федерация, Саратов
Должность: Доцент кафедры «Педагогика, образовательные технологии и профессиональная коммуникация»
Аффилиация: Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского
Адрес: Российская Федерация, Саратов
Должность: Доцент кафедры «Педагогика, образовательные технологии и профессиональная коммуникация»
Аффилиация: Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского
Адрес: Российская Федерация, Саратов
Должность: Доцент кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации
Аффилиация: Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского
Адрес: Российская Федерация, Саратов
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы76-83
Аннотация

В статье анализируются особенности семейного воспитания современной молодёжи, в контексте сформированности у студентов медицинского вуза восприятия семьи как ценности. Интерпретируются результаты анкетирования 210 обучающихся Саратовского ГМУ имени В.И. Разумовского на предмет понимания и интериоризации семейных ценностей.

Ключевые словапедагогика, образование, высшее медицинское образование, обучающиеся, семейное воспитание, семейные ценности, образовательная среда
Получено24.05.2022
Дата публикации24.05.2022
Кол-во символов20578
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Современное общество, несмотря на всё многообразие подходов к самореализации и самовыражению личности, оставляет за собой право на самосохранение, центральным звеном в котором остаются объективные реалии поддержания традиций нации, государства в целом, а способ реализации – правильность распределения гендерных ролей в молодёжной среде, формирование у студенчества как у потенциальных родителей понятий и представлений картины мира и своей гражданской идентичности в целом [1; 5-7; 9; 12; 14].
2

Необходимо отметить, что в России по сравнению с другими европейскими странами традиционные семейные ценности не претерпевают изменений в широком смысле слова: отношение к семье, укрепление института семьи, сохранение духовно-нравственных традиций и возрождение семейных ценностей [7]. Тем не менее на практике демографическая ситуация нашего государства проявляет ряд отличительных особенностей, характеризующих устойчивую тенденцию к сокращению численности населения и даже «схлопывания» в регионах. Поскольку медицинский вуз вбирает в свою образовательную среду большее число иногородних обучающихся [17], то логично предположить о проведении исследования в студенческой молодёжной среде на предмет интериоризации семьи как ценности, ведущей к сохранению населения в Российской Федерации. Результаты данного исследования рассматриваются далее.

3 Авторская позиция основана на утверждении о том, что воспитательный аспект образовательных организаций в плане развития представлений у студентов о семье как ценности созвучен с интерпретацией в их понимании «физиологических, психологических и социальных особенностей представителей разного пола» и связанных с ними «соответствующих женских или мужских форм поведения и ценностей» [8], которые могут быть заложены в основу исследования. В этой связи стоит отметить, что проводимые за последнее десятилетие социологические опросы как в среде взрослых людей (45,6%), так и в молодёжной (29,9%) определяют назначение семьи в нацеленности на рождение и воспитание детей [2]. Поэтому необходимо рассмотреть современные трактовки понятия семьи и ее функций.
4 В обобщенном виде понятие семьи [15; 16] означает группу людей, в которой «старшие несут ответственность за младших», образуя экономическую ячейку общества, «объединены браком или усыновлением», что обеспечивает не только «физическое и эмоциональное, умственное развитие» личности, но и способствует социальному развитию. Вступлению в семейные отношения как момент готовности предшествует понимание и принятие взаимных обязательств, осознание ответственности за членов семьи и принятие ограничений «личной свободы» как безусловной необходимости [10]. Современные тенденции развития общественных отношений приводят к тому, что на первое место в своей жизни многие женщины ставят карьерный рост, высокую зарплату, что приводит к отсрочке вступления в брак [2].

всего просмотров: 484

Оценка читателей: голосов 0

1. Александрова Е. А., Баранаускине И. Стратегии формирования воспитывающей среды и методы воспитания подрастающего поколения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2016. – Т. 5. – № 3. – С. 269-274.

2. Бим-Бад Б. М., Гавров С. Н. Модернизация института семьи: социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: моногр. / предисл. Л. С. Перепелкина. – М.: Интеллектуальная книга – Новый хронограф, 2010. – 352 с.

3. Габедава И. Б., Евдокимова А. И. Аксиологические аспекты профилактики аморального поведения обучающихся // Философия образования. – 2017. – № 1 (70). – С. 78-83.

4. Дружинин В. Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.

5. Евдокимов Н. А., Евдокимова А. И., Таньчева И. В., Кузьмин А. М. Некоторые особенности современного семейного воспитания в России // Автоматизация и управление в машино- и приборостроении: сборник научных трудов. – Саратов, 2020. – С. 101-106.

6. Евдокимова А. И., Евдокимов Н. А., Таньчева И. В. К проблеме семейного воспитания в России // Правильное воспитание сегодня – залог благополучного завтра: Материалы I Межрегионального форума педагогических инициатив /отв. ред. Д.В. Чупрова, Н.Н. Волнина, К.А. Стародубцев. – М., 2019. – С. 24-28.

7. Жуков В. И. Демографический потенциал России. – М.: РГСУ, 2010. – 460 с.

8. Коджаспирова Г. М. Педагогическая антропология. – М.: Гардарики, 2005. – 287 с.

9. Кремезион О. В., Морозов А. В. Сущность и задачи семейного воспитания // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: Материалы ХI Международной научной конференции / отв. ред. А. А. Червова. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2018. – С. 168-170.

10. Крысько В. Г. Этническая психология. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

11. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

12. Морозов А. В. Воспитание и обучение детей в эпоху цифровизации // Теоретические и прагматические аспекты становления человека в образовательном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. Е. Шишов. – М.: ООО «Ваш формат», 2020. – С. 204-210.

13. Морозов А. В. Социальная психология. – М.: Академический Проект, 2013. – 336 с.

14. Морозов А. В. Формирование гражданской идентичности российской молодёжи в процессе её социализации // Формирование гражданской идентичности молодёжи в условиях социально-экономических реалий российского общества: Материалы Международной научно-практической конференции. – Казань: АСО, 2017. – С. 165.

15. Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2007. – 224 с.

16. Яковлев А. М. Социальная структура общества. – М.: Экзамен, 2003. – 383 с.

17. Barsukova M. I., Rodionova T. V., Sheshneva I. V. Contemporary medical and pedagogical discourse // Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philology. Journalism. – 2020. – Т. 20. – № 2. – С. 228-233.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх