Features of Modern Family Education in Russia: Expectations and Prospects

 
PIIS181570410020339-7-1
DOI10.54884/S181570410020339-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Department «Methodology of Education»
Affiliation: Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky
Address: Russian Federation, Saratov
Occupation: Associate Professor of the Department of Pedagogy, Educational Technologies and Professional Communication
Affiliation: V.I. Razumovsky Saratov State Medical University
Address: Russian Federation, Saratov
Occupation: Associate Professor of the Department of Pedagogy, Educational Technologies and Professional Communication
Affiliation: V.I. Razumovsky Saratov State Medical University
Address: Russian Federation, Saratov
Occupation: Associate Professor of the Department of Pedagogy, Educational Technologies and Professional Communication
Affiliation: V.I. Razumovsky Saratov State Medical University
Address: Russian Federation, Saratov
Journal nameMan and Education
Edition
Pages76-83
Abstract

The article analyzes the features of family education of modern youth in the context of the formation of the perception of family as a value among medical students. The article interprets the results of a survey of students of the Saratov state medical University named After V. I. Razumovsky in the number of 210 respondents on the subject of understanding and internalization of family values.

Keywordspedagogy, education, higher medical education, family upbringing, trainees, family values, educational environment
Received24.05.2022
Publication date24.05.2022
Number of characters20578
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Современное общество, несмотря на всё многообразие подходов к самореализации и самовыражению личности, оставляет за собой право на самосохранение, центральным звеном в котором остаются объективные реалии поддержания традиций нации, государства в целом, а способ реализации – правильность распределения гендерных ролей в молодёжной среде, формирование у студенчества как у потенциальных родителей понятий и представлений картины мира и своей гражданской идентичности в целом [1; 5-7; 9; 12; 14].
2

Необходимо отметить, что в России по сравнению с другими европейскими странами традиционные семейные ценности не претерпевают изменений в широком смысле слова: отношение к семье, укрепление института семьи, сохранение духовно-нравственных традиций и возрождение семейных ценностей [7]. Тем не менее на практике демографическая ситуация нашего государства проявляет ряд отличительных особенностей, характеризующих устойчивую тенденцию к сокращению численности населения и даже «схлопывания» в регионах. Поскольку медицинский вуз вбирает в свою образовательную среду большее число иногородних обучающихся [17], то логично предположить о проведении исследования в студенческой молодёжной среде на предмет интериоризации семьи как ценности, ведущей к сохранению населения в Российской Федерации. Результаты данного исследования рассматриваются далее.

3 Авторская позиция основана на утверждении о том, что воспитательный аспект образовательных организаций в плане развития представлений у студентов о семье как ценности созвучен с интерпретацией в их понимании «физиологических, психологических и социальных особенностей представителей разного пола» и связанных с ними «соответствующих женских или мужских форм поведения и ценностей» [8], которые могут быть заложены в основу исследования. В этой связи стоит отметить, что проводимые за последнее десятилетие социологические опросы как в среде взрослых людей (45,6%), так и в молодёжной (29,9%) определяют назначение семьи в нацеленности на рождение и воспитание детей [2]. Поэтому необходимо рассмотреть современные трактовки понятия семьи и ее функций.
4 В обобщенном виде понятие семьи [15; 16] означает группу людей, в которой «старшие несут ответственность за младших», образуя экономическую ячейку общества, «объединены браком или усыновлением», что обеспечивает не только «физическое и эмоциональное, умственное развитие» личности, но и способствует социальному развитию. Вступлению в семейные отношения как момент готовности предшествует понимание и принятие взаимных обязательств, осознание ответственности за членов семьи и принятие ограничений «личной свободы» как безусловной необходимости [10]. Современные тенденции развития общественных отношений приводят к тому, что на первое место в своей жизни многие женщины ставят карьерный рост, высокую зарплату, что приводит к отсрочке вступления в брак [2].

views: 499

Readers community rating: votes 0

1. Aleksandrova E. A., Baranauskine I. Strategii formirovaniya vospityvayuschej sredy i metody vospitaniya podrastayuschego pokoleniya // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. – 2016. – T. 5. – № 3. – S. 269-274.

2. Bim-Bad B. M., Gavrov S. N. Modernizatsiya instituta sem'i: sotsiologicheskij, ehkonomicheskij i antropologo-pedagogicheskij analiz: monogr. / predisl. L. S. Perepelkina. – M.: Intellektual'naya kniga – Novyj khronograf, 2010. – 352 s.

3. Gabedava I. B., Evdokimova A. I. Aksiologicheskie aspekty profilaktiki amoral'nogo povedeniya obuchayuschikhsya // Filosofiya obrazovaniya. – 2017. – № 1 (70). – S. 78-83.

4. Druzhinin V. N. Psikhologiya sem'i. – SPb.: Piter, 2006. – 176 s.

5. Evdokimov N. A., Evdokimova A. I., Tan'cheva I. V., Kuz'min A. M. Nekotorye osobennosti sovremennogo semejnogo vospitaniya v Rossii // Avtomatizatsiya i upravlenie v mashino- i priborostroenii: sbornik nauchnykh trudov. – Saratov, 2020. – S. 101-106.

6. Evdokimova A. I., Evdokimov N. A., Tan'cheva I. V. K probleme semejnogo vospitaniya v Rossii // Pravil'noe vospitanie segodnya – zalog blagopoluchnogo zavtra: Materialy I Mezhregional'nogo foruma pedagogicheskikh initsiativ /otv. red. D.V. Chuprova, N.N. Volnina, K.A. Starodubtsev. – M., 2019. – S. 24-28.

7. Zhukov V. I. Demograficheskij potentsial Rossii. – M.: RGSU, 2010. – 460 s.

8. Kodzhaspirova G. M. Pedagogicheskaya antropologiya. – M.: Gardariki, 2005. – 287 s.

9. Kremezion O. V., Morozov A. V. Suschnost' i zadachi semejnogo vospitaniya // Shujskaya sessiya studentov, aspirantov, pedagogov, molodykh uchenykh: Materialy KhI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii / otv. red. A. A. Chervova. – Shuya: Izd-vo Shujskogo filiala IvGU, 2018. – S. 168-170.

10. Krys'ko V. G. Ehtnicheskaya psikhologiya. – M.: Akademiya, 2002. – 320 s.

11. Kulagina I. Yu., Kolyutskij V. N. Vozrastnaya psikhologiya: Polnyj zhiznennyj tsikl razvitiya cheloveka. – M.: TTs «Sfera», 2001. – 464 s.

12. Morozov A. V. Vospitanie i obuchenie detej v ehpokhu tsifrovizatsii // Teoreticheskie i pragmaticheskie aspekty stanovleniya cheloveka v obrazovatel'nom prostranstve: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii / otv. red. S. E. Shishov. – M.: OOO «Vash format», 2020. – S. 204-210.

13. Morozov A. V. Sotsial'naya psikhologiya. – M.: Akademicheskij Proekt, 2013. – 336 s.

14. Morozov A. V. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti rossijskoj molodyozhi v protsesse eyo sotsializatsii // Formirovanie grazhdanskoj identichnosti molodyozhi v usloviyakh sotsial'no-ehkonomicheskikh realij rossijskogo obschestva: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. – Kazan': ASO, 2017. – S. 165.

15. Mudrik A. V. Sotsial'naya pedagogika. – M.: Akademiya, 2007. – 224 s.

16. Yakovlev A. M. Sotsial'naya struktura obschestva. – M.: Ehkzamen, 2003. – 383 s.

17. Barsukova M. I., Rodionova T. V., Sheshneva I. V. Contemporary medical and pedagogical discourse // Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philology. Journalism. – 2020. – T. 20. – № 2. – S. 228-233.

Система Orphus

Loading...
Up