Pedagogical ethics in the system of scientific knowledge and professional practice

 
PIIS181570410020336-4-1
DOI10.54884/S181570410020336-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Applicant
Affiliation: Novgorod State University named after Yaroslav the Wise
Address: Russian Federation, Velikiy Novgorod
Journal nameMan and Education
Edition
Pages61-65
Abstract

The article examines the problem of pedagogical ethics in its broad understanding as scientific knowledge in the aspect of practical assimilation and application of universal, humanistic and ethical values by teachers and their implementation directly in the conditions of professional pedagogical practice.

Keywordspedagogical ethics, professional ethics, pedagogical practice, humanistic approach, teacher’s professional and ethical qualities
Received24.05.2022
Publication date24.05.2022
Number of characters10663
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В современном обществе проблема педагогической этики рассматривается в широком её понимании как усвоение и применение педагогами общечеловеческих, гуманистических и этических ценностей и их реализация в профессионально-педагогической практике. В истории отечественного законодательства вопросы профессиональной этики педагогического сообщества впервые были отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», а затем в профессиональном стандарте педагога, обеспечив морально-правовой аспект рассмотрения статуса, прав, свобод и особенностей поведения современного учителя [11]. Благодаря педагогической этике осуществляется личностно ориентированный подход в воспитании, который влияет на психологический климат в образовательном процессе, укрепляя авторитет учителя среди учеников [3].
2 Профессиональная деятельность педагога связана с культурой поведения и общения, от которой зависит результат деятельности. В связи с этим педагог должен соответствовать общественным требованиям, соблюдать нравственные и моральные принципы, которые формируют не только профессиональные навыки, но и определенные личностные особенности, отношения к различным сторонам своей трудовой активности [4]. В связи с этим педагогическая этика является одним из важнейших аспектов деятельности учителя, выступая регулятором взаимодействия людей в трудовой сфере. В качестве норм, выступающих эталонными, принимаются образцы поведения, сложившиеся по мере развития содержания и способов осуществления конкретной сферы педагогической деятельности (педагогический коллектив, образовательный процесс, родители, социальная сфера) [12].
3 Педагогическая этика рассматривается как система норм нравственного поведения, свойственного людям, избравшим педагогику своей профессией. Для учителя она предусматривает выявление таких требований к личности педагога, которые являются целесообразными с точки зрения педагогики и необходимыми при установлении профессионального общения с участниками образовательных отношений [11].
4 Становление педагогической этики в теории научного знания обусловлено выделением педагогической деятельности в отдельную форму социальной активности, трансформируясь согласно морали соответствующего времени. Вопросы профессиональной этики исследовались великими педагогами Я. А. Коменским, М. Монтессори, В. А. Сухомлинским, К. Д. Ушинским и др.
5 В общей структуре педагогической этики и профессиональной практики заметную роль играет профессионально-этическая культура работника педагогической сферы. На примере социального педагога И. В. Тавель акцентирует внимание на различных проявлениях культуры педагога, выделяя её ценностный аспект [8]. Так, Е. В. Климкина подчеркивает, что условием и предпосылкой эффективной профессиональной деятельности педагога, своеобразным показателем проявления его педагогической этики выступает профессионально-речевая культура. Именно речь отражает культуру личности и является средством формирования и проявления профессиональной культуры [2].

views: 379

Readers community rating: votes 0

1. Dobrovol'skaya D. S. Pedagogicheskaya ehtika kak professional'naya ehtika // Tribuna uchenogo. – 2020. – № 6. – S. 608-616.

2. Klimkina E.V. Formirovanie professional'no-rechevoj kul'tury sotsial'nogo pedagoga v protsesse obucheniya v vuze: dis. …kand. ped. nauk. – M., 2001. – 192 s.

3. Maron A.E., Rezinkina L.V., Koroleva E.G. Pedagog v prostranstve distantsionnogo obucheniya: novye vozmozhnosti // Chelovek i obrazovanie. –2020. – №3. – S.22-26./

4. Sel'murzaeva M. R. Professional'no-ehticheskaya kul'tura obscheniya buduschego pedagoga kak chast' ego professional'noj kul'tury // Uchitel' sozdaet natsiyu: sbornik materialov III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. – 2018. – S. 88-91.

5. Sel'murzaeva M. R. Pokazateli i urovni sformirovannosti professional'no-ehticheskoj kul'tury pedagoga // Shag v nauku: sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s uchastiem studentov. – Makhachkala, 2020. – S. 509-511.

6. Stepanova N. P. Formirovanie professional'no-ehticheskoj kul'tury studentov zaochnoj formy obucheniya v protsesse pedagogicheskogo obscheniya: dis. ...kand. ped. nauk. – Stavropol', 2004. – 224 c.

7. Sysoeva E. Yu. Ehticheskie i kommunikativnye aspekty kul'tury pedagoga: uchebnoe posobie. – Samara: Izd-vo «Samarskij universitet», 2012. – 108 s.

8. Tanvel' I. V. Ehticheskij aspekt professional'noj kul'tury buduschego sotsial'nogo pedagoga // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki. – 2011. – № 3. – S. 175-180.

9. Tanvel' I. V. Osobennosti formirovaniya professional'no- ehticheskoj kul'tury buduschego sotsial'nogo pedagoga v protsesse pedagogicheskoj praktiki // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. – 2012. – № 2. – S. 111-117.

10. Sharova I. V. Formirovanie professional'no-ehticheskoj kul'tury sotsial'nogo pedagoga: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. – M.: MPGU, 2002. – S. 9–14.

11. Yamschikova E. G. Razvitie professional'no-ehticheskoj kul'tury pedagoga v svete trebovanij professional'nogo standarta // Obrazovanie: resursy razvitiya. Vestnik LOIRO. – 2017. – № 2. – S. 41-45.

12. Yamschikova E. G. Professional'no-ehticheskie kachestva sovremennogo spetsialista pedagogicheskoj sfery: genezis razvitiya // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. – 2020. – № 1 (29). – S. 169-173.

Система Orphus

Loading...
Up