Педагогическая этика в системе научного знания и профессиональной практики

 
Код статьиS181570410020336-4-1
DOI10.54884/S181570410020336-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Соискатель
Аффилиация: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы61-65
Аннотация

В статье рассматривается проблема педагогической этики в широком её понимании – как научного знания в аспекте практического усвоения, применения педагогами общечеловеческих, гуманистических и этических ценностей и их реализации непосредственно в условиях  профессионально-педагогической практики.

Ключевые словапедагогическая этика, профессиональная этика, педагогическая практика, гуманистический подход, профессионально-этические качества педагога.
Получено24.05.2022
Дата публикации24.05.2022
Кол-во символов10663
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В современном обществе проблема педагогической этики рассматривается в широком её понимании как усвоение и применение педагогами общечеловеческих, гуманистических и этических ценностей и их реализация в профессионально-педагогической практике. В истории отечественного законодательства вопросы профессиональной этики педагогического сообщества впервые были отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», а затем в профессиональном стандарте педагога, обеспечив морально-правовой аспект рассмотрения статуса, прав, свобод и особенностей поведения современного учителя [11]. Благодаря педагогической этике осуществляется личностно ориентированный подход в воспитании, который влияет на психологический климат в образовательном процессе, укрепляя авторитет учителя среди учеников [3].
2 Профессиональная деятельность педагога связана с культурой поведения и общения, от которой зависит результат деятельности. В связи с этим педагог должен соответствовать общественным требованиям, соблюдать нравственные и моральные принципы, которые формируют не только профессиональные навыки, но и определенные личностные особенности, отношения к различным сторонам своей трудовой активности [4]. В связи с этим педагогическая этика является одним из важнейших аспектов деятельности учителя, выступая регулятором взаимодействия людей в трудовой сфере. В качестве норм, выступающих эталонными, принимаются образцы поведения, сложившиеся по мере развития содержания и способов осуществления конкретной сферы педагогической деятельности (педагогический коллектив, образовательный процесс, родители, социальная сфера) [12].
3 Педагогическая этика рассматривается как система норм нравственного поведения, свойственного людям, избравшим педагогику своей профессией. Для учителя она предусматривает выявление таких требований к личности педагога, которые являются целесообразными с точки зрения педагогики и необходимыми при установлении профессионального общения с участниками образовательных отношений [11].
4 Становление педагогической этики в теории научного знания обусловлено выделением педагогической деятельности в отдельную форму социальной активности, трансформируясь согласно морали соответствующего времени. Вопросы профессиональной этики исследовались великими педагогами Я. А. Коменским, М. Монтессори, В. А. Сухомлинским, К. Д. Ушинским и др.
5 В общей структуре педагогической этики и профессиональной практики заметную роль играет профессионально-этическая культура работника педагогической сферы. На примере социального педагога И. В. Тавель акцентирует внимание на различных проявлениях культуры педагога, выделяя её ценностный аспект [8]. Так, Е. В. Климкина подчеркивает, что условием и предпосылкой эффективной профессиональной деятельности педагога, своеобразным показателем проявления его педагогической этики выступает профессионально-речевая культура. Именно речь отражает культуру личности и является средством формирования и проявления профессиональной культуры [2].

всего просмотров: 329

Оценка читателей: голосов 0

1. Добровольская Д. С. Педагогическая этика как профессиональная этика // Трибуна ученого. – 2020. – № 6. – С. 608-616.

2. Климкина Е.В. Формирование профессионально-речевой культуры социального педагога в процессе обучения в вузе: дис. …канд. пед. наук. – М., 2001. – 192 с.

3. Марон А.Е., Резинкина Л.В., Королева Е.Г. Педагог в пространстве дистанционного обучения: новые возможности // Человек и образование. –2020. – №3. – С.22-26./

4. Сельмурзаева М. Р. Профессионально-этическая культура общения будущего педагога как часть его профессиональной культуры // Учитель создает нацию: сборник материалов III международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 88-91.

5. Сельмурзаева М. Р. Показатели и уровни сформированности профессионально-этической культуры педагога // Шаг в науку: сборник материалов III Международной научно-практической конференции с участием студентов. – Махачкала, 2020. – С. 509-511.

6. Степанова Н. П. Формирование профессионально-этической культуры студентов заочной формы обучения в процессе педагогического общения: дис. ...канд. пед. наук. – Ставрополь, 2004. – 224 c.

7. Сысоева Е. Ю. Этические и коммуникативные аспекты культуры педагога: учебное пособие. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. – 108 с.

8. Танвель И. В. Этический аспект профессиональной культуры будущего социального педагога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2011. – № 3. – С. 175-180.

9. Танвель И. В. Особенности формирования профессионально- этической культуры будущего социального педагога в процессе педагогической практики // Вестник Московского государственного областного университета. – 2012. – № 2. – С. 111-117.

10. Шарова И. В. Формирование профессионально-этической культуры социального педагога: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М.: МПГУ, 2002. – С. 9–14.

11. Ямщикова Е. Г. Развитие профессионально-этической культуры педагога в свете требований профессионального стандарта // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2017. – № 2. – С. 41-45.

12. Ямщикова Е. Г. Профессионально-этические качества современного специалиста педагогической сферы: генезис развития // Научно-педагогическое обозрение. – 2020. – № 1 (29). – С. 169-173.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх