Проектирование муниципального центра поддержки и сопровождения непрерывного образования взрослых

 
Код статьиS181570410020326-3-1
DOI10.54884/S181570410020326-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий лабораторией
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация:
Санкт-Петербургский университет промышленных технологий
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы23-28
Аннотация

В статье предложены новые формы повышения квалификации взрослых в условиях муниципального района с использованием образовательного потенциала территории. Описаны стратегии построения муниципальной системы непрерывного образования взрослых.

Ключевые слованепрерывное образование, муниципальное образование, система повышения квалификации, стратегии развития системы непрерывного образования взрослых
Получено24.05.2022
Дата публикации24.05.2022
Кол-во символов15653
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Историко-педагогический анализ отечественной системы повышения квалификации педагогических работников показал, что ее базисом являются институты повышения квалификации, однако в последнее время проявилась тенденция создания ресурсных центров, призванных обеспечить адресную методическую помощь взрослому населению муниципальной территории, создать условия для получения непрерывного качественного доступного образования без отрыва от работы.
2 В качестве эффективного организационно-педагогического инструмента решения данной задачи на муниципальном уровне может быть предложена модель центра непрерывного образования взрослых как формы становления специалиста и формирования кадрового ресурса территории. В предлагаемой модели центра предусмотрены разработка и реализация инновационных технологий практикоориентированного обучения взрослых, учитывающих муниципальные особенности территории и личностные потребности специалиста.
3 В основе проектирования модели муниципального центра непрерывного образования взрослых лежат противоречия, обусловленные модернизацией и цифровизацией системы образования:
  • между потребностью муниципальной территории в личностном и профессиональном росте специалистов и неразработанностью муниципальных структур (институтов) по обеспечению решения данной задачи;
  • между имеющимся значительным инновационным опытом муниципальных образовательных учреждений и недостаточным его учетом при внедрении инновационной модели «от обучающейся организации к обучающемуся муниципалитету» [12].
4 Для научного обоснования теоретико-методологического базиса разрешения данных противоречий использован отечественный и зарубежный опыт непрерывного образования взрослых. При этом были выявленные следующие социокультурные и образовательно-развивающие тенденции:
  • меняется как сама жизнь, так и традиционные модели образования, основными требованиями к которым становится их способность заложить основу для грядущих перемен у обучаемого и для самой себя (самообновление и саморазвитие самой модели образования);
  • непрерывное образование становится ведущим принципом как для функционирования самой образовательной системы, так и для развития взрослого человека в ней. Это дает равные возможности всему населению территории для своевременной адаптации к актуальным требованиям рыночного общества и активному участию в формировании собственного будущего;
  • реализация потенциала цифровых технологий заявляется как одна из ведущих форм непрерывного образования человека в условиях открытого образовательного пространства;
  • муниципальная система образования продуцирует новые востребованные формы обучения взрослых, способствующие успешному сочетанию обучения с другими видами деятельности, в том числе и профессиональными, за счет проектирования гибких и вариативных индивидуальных образовательных траекторий, а также включения в сетевые образовательные сообщества на всех уровнях;
  • внутрифирменное обучение на рабочем месте обеспечивает повышение квалификации без отрыва от производственного процесса, выстраивая траекторию от индивидуального обучения к обучению в коллективе;
  • широкое применение цифровых технологий в ежедневной деятельности специалиста включает круглосуточный доступ к образовательным ресурсам, простоту использования информационных и цифровых технологий, уменьшение бумажных носителей информации, интерактивность электронных образовательных ресурсов;
  • маркетинговые исследования образовательных запросов и потребностей населения муниципальных территорий направлены на улучшение системы непрерывного образования взрослых, например, сокращение сроков обучения, приближение обучения к месту работы, внедрение технологий оптимального развития личностных профессиональных качеств специалиста [9, 10].

всего просмотров: 341

Оценка читателей: голосов 0

1. Афанасьев В. В., Куницына С. М., Лебедев В. В. Персонифицированное дополнительное профессиональное образование: модель, стратегия проектирования программ повышения квалификации// Вестник Московского университета. – 2017. – № 1. – С. 45-59. – Серия 20: Педагогическое образование.

2. Вербицкая Н.О. Теория и технология образования взрослых на основе витагенного (жизненного) опыта: дис. ... д-ра пед. наук. – Екатеринбург, 2002.

3. Волобуева Т. Б. Дескрипторы развития профессиональной компетентности в системе повышения квалификации педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2016. – № 1 (26). – С. 12-22.

4. Гришина И. В. Теоретико-методологические подходы к проектированию модульной программы в персонифицированной системе повышения квалификации руководителей школ // Управление образованием: теория и практика. – 2016. – № 3 (23). – С. 22-37.

5. Джахбаров М. А., Харченко Л. Н. Конструирование персонифицированной программы обучения учителя в системе повышения квалификации // Успехи современной науки. – 2017. – Т. 2. № 3. – С. 59-62.

6. Джуринский А. Н. Образование в "третьем возрасте" в России // Образование и наука. – 2018. – Т. 20. № 10. – С. 156-175.

7. Кузнецов В. В. Развитие российского корпоративного образования в условиях постиндустриального общества // Профессиональное образование и рынок труда. – 2018. – № 2. – 52-58.

8. Маркова С. М., Полетаева Н. М., Цыплакова С. А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 1-1 (13). – С. 23.

9. Митина А.М. Становление и развитие дополнительного образования взрослых за рубежом: концептуальный анализ: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. – Волгоград, 2005. – 417 с.

10. Knowles M. S. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. – 6th edition. – London, New York, etc.: ELSEVIER Butterworth Heinemann, 2005. – 378 p.

11. Потехина И. П., Чижов Д. В. Потенциал старшего поколения как составляющая национального человеческого капитала (по материалам исследования в регионах ЦФО)// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2016. – № 2 (132). – С. 3-23.

12. Резинкина Л.В. Сопровождение непрерывного образования взрослых в муниципальной территории: дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.01. – В.Новгород, 2017. – 410 с.

13. Резинкина Л.В. Развитие кадрового потенциала в муниципальной системе образования /под ред. А. Е. Марона. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. – 178 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх