Стратегическое развитие интернационализации высшего образования в Японии

 
Код статьиS181570410020206-1-1
DOI10.54884/S181570410020206-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт стратегии и развития образования РАО
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы220-227
Аннотация

В статье проводится сравнительно-сопоставительный анализ стратегий развития высшего образования в Японии в разные исторические периоды, начиная с периода реставрации Мейдзи до векторов развития национальных образовательных систем высшего образования в современной Японии, раскрывается создание уникальной системы высшего образования – с применением европейских методик, с учетом национальной специфики. В статье автор описывает особенности развития и  внедрения компонентов интернационализации в строгую национальную систему высшего образования Японии – такие как увеличение академической мобильности (как преподавателей, так и студентов), трансформация содержания академических программ, развитие сотрудничества в научной сфере с передовыми западными университетами и т.д. Автор проводит исследование образовательной стратегии развития национального высшего образования, целью которой является закрепление лидирующих позиций университетов Японии в мировых рейтингах университетов, таких как QS World University Rankings и Times Higher Education. В статье также проводится анализ таких современных программ по развитию интернационализации высшего образования, как «Go Global Japan Project», «Reinventing Japan Project», «Go Global 30». 

Ключевые словаИнтернационализация образования, высшее образование, глобализация, межкультурная компетентность, диверсификация обучения, качество образования, международные рейтинги
Получено16.05.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов15780
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Учитывая тенденции развития мирового образовательного пространства высшего образования, Япония, как один из экономических лидеров стран Востока, была вынуждена включиться в конкурентную борьбу за привлечение иностранных студентов, а также экспорт образовательных услуг. Наряду с общемировыми направлениями изменений в высшей школе, Япония столкнулась с такими национальными демографическими проблемами, как падение рождаемости, старение населения, снижение численности молодежи и экономически активного населения как следствие. Однако справедливо сказать, что для Японии интернационализация всегда была ключевым компонентом развития образовательной системы. Именно совмещение западных педагогических практик и глубокого уважения, почитания национальной культуры и традиций помогли японской системе высшего образования противостоять тотальной глобализации. Рациональная и грамотно выстроенная стратегия развития высшей школы помогает современной Японии находиться на лидирующих позициях в мировых рейтингах университетов, привлекать лучших ученых мира, а также становиться точкой притяжения студентов со всего мира, готовых получить качественное высшее образование.
2 Современная система высшего образования в Японии развивалась на основе внедрения преимущественно западных академических практик. В этой стране всегда умели объединить традиции и тренды, причем это сочетание для нее было и остается не только возможным, но одновременно эффективным и уникальным. В развитии японской системы высшего образования с данных позиций выделяют три основных периода, на особенностях которых остановимся ниже.
3 Первый период интернационализации высшего образования Японии (1868–1945).
4 Этот период начинается с «реставрации Мэйдзи»1 (1868–1912) [1], представляющей собой комплекс политических, экономических реформ, проведенных императором Муцухито, которые позволили осуществить переход Японии от аграрного изолированного государства к развитой индустриальной державе [2]. В этот период многие японские ученые систематически стажировались за рубежом, знакомились с педагогическими практиками, опытом, инновационными идеями других стран, а вернувшись, привносили их в национальную образовательную систему. В сочетании с ослаблением неоконфуцианства2 это привело к интернационализации японской образовательной системы. 1. «Реставрация Мэйдзи» в дословном переводе с японского языка означает «светлое правление».

2. Неоконфуцианство – это совокупность конфуцианских учений, созданных в Китае от XI в. до настоящего времени, которую можно охарактеризовать как гуманистическую и рационалистическую философию, с верой, что вселенную можно понять через человеческий разум и что именно человеку надлежит создать гармоничные отношения между вселенной и индивидуумом.
5 В это время в стране формируется высшее образование, создаются императорские университеты, развивается профессиональное образование, ориентированное на подготовку высококвалифицированных кадров для решения милитаристских задач государства. В перечисленных процессах активно участвовали педагоги-практики, приглашенные японским правительством из других стран для передачи опыта, а также специалисты-эксперты. Национальное образование стало основным объектом «реставрации Мэйдзи» в контексте социально-экономической интеграции в мировое политическое, экономическое, культурное, социальное пространство [3]. Благодаря использованию зарубежных образовательных инноваций Японии удалось в кратчайшие сроки превратиться из аграрного государства в индустриальное.

всего просмотров: 226

Оценка читателей: голосов 0

1. Воробьева О. В., Вуколова И. И. Реставрация Мейдзи и историческое образование в Японии // Преподаватель ХХI век. 2020. №4-2. С.277-289.

2. Мак-Клейн Дж. Л. Япония. От сёгуната Токугавы – в XXI век. М.: АСТ: Астрель, 2006. 930 с.

3. Лим С. Ч. История образования в Японии. Конец XIX – первая половина XX века. М.: ИВ РАН, 2000. 367 с.

4. Hiroshima H. Nihon no daigaku niokeru gaikokujin kyoin (Foreign faculties at universities in Japan). Hiroshima: RIHE, 1980.

5. Рязанцев С. В., Ростовская Т. К., Рязанцев Н.С. Японская модель привлечения молодежи в систему высшего образования // Образование и наука. 2020. №9. С.148-172.

6. Lincicome M. (2005). Globalization, education, and the politics of identity in the Asia-Pacific. // Critical Asian Studies. 2005. № 37(2). P. 179–208.

7. Rose H., McKinley J. Japan’s English-medium instruction initiatives and the globalization of higher education [Электронный ресурс] // Springerlink. URL: https://www.researchgate.net/publication/314251088_Japan%27s_Englishmedium_instruction_initiatives_and_the_globalization_of_higher_education (дата обращения: 12.08.21).

8. Burgess C., Gibson I., Klaphake J., Selzer M. The «Global 30» Project and Japanese Higher Education Reform: an example of a “closing in” or an “opening up”? // Globalisation, Societies and Education. 2010. № 8(4). P. 461–475.

9. Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology (MEXT) [Электронный ресурс]. URL: http://www.mext.go.jp/b_ menu/toukei/chousa01/kihon/1267995.htm. (дата обращения: 01.09.21).

10. Акира И. Положение частных университетов и политика в области высшего образования в современной Японии. // Нихон – но кагакуся. Токио. 2006. № 1. С. 4–9.

11. QS top universities [Электронный ресурс] . URL: https://www.topuniversities.com/qs-world-university-rankings/methodology (дата обращения: 20.09.21)

12. The world university rankings [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/impact-rankings-2021-methodology (дата обращения: 20.09.21).

13. Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology [Электронный ресурс] // MEXT. URL: https://www.mext.go.jp/en/ (дата обращения: 21.09.21).

14. Policies for the Reform of National Universities [Электронный ресурс] // MEXT. URL: https://www.mext.go.jp/en/policy/education/highered/title02/detail02/__icsFiles/afieldfile/2020/20200408-mxt_kouhou02_01.pdf (дата обращения: 13.08.21).

15. Японское общество по содействию развитию науки / Japan Society for the Promotion of Science Official Web [Электронный ресурс] // JSPS. URL: https://www.jsps.go.jp/english/index.html (дата обращения: 14.09.21)

16. Alizadeh M., Mehran P., Koguchi I. Evaluating a blended course for Japanese learners of English: why Quality Matters // International Journal of Educational Technology in Higher Education.2019. № 16, 6. https://doi.org/10.1186/s41239-019-0137-2.

17. Are Japanese digital natives ready for learning English online? A preliminary case study at Osaka University / P. Mehran et al. // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2017. № 14, 8. https://doi.org/10.1186/s41239-017-0047-0.

18. Кречетников К. Г., Шойнхорова В. Р. Японский подход к интернационализации образования // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. №23. С.58-63.

19. Кречетников К.Г. Некоторые аспекты высшего образования в Японии // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы международной научно-практической конференции. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С. 105-106.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх