Подходы к принятию и реализации управленческих решений в образовательной организации

 
Код статьиS181570410020204-9-1
DOI10.54884/S181570410020204-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры педагогики и психологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Ректор
Аффилиация: Саратовский областной институт развития образования
Адрес: Российская Федерация, Саратов
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы170-176
Аннотация

В статье рассматриваются подходы к принятию управленческих решений в образовательной организации. Особое значение уделено ключевым факторам при принятии и реализации управленческих решений. Авторы подчеркивают, что принятие решений является комплексным процессом, включающим в себя ряд логических шагов, представленных в статье. Обоснованы стили принятия решений, к которым относятся: автократический, убеждающий, консультативный, кооперативный; показаны основные действия. Приводится доказательство, что адекватность эффективно реализованного решения зависит от четко определенной  последовательности шагов и от членов управленческой команды, ответственных за реализацию принятого решения. Сформулирован вывод, что для минимизации отрицательных эффектов при принятии управленческих решений необходимо применять эффективные техники для качественного рассмотрения проблемы на рациональном уровне.  Грамотность и эффективность принимаемых решений зависит от плана действий, анализа прогресса решения проблемы, а также выстраивания четких взаимоотношений между членами управленческой команды, которые несут ответственность за принятые решения. Важным в статье является заключение о том, что эффективная реализация решений зависит от способности руководителя образовательной организации адаптироваться и принимать технологические и социальные изменения.

Ключевые словауправленческие решения, образовательная организация, руководитель, стиль принятия решения
Получено16.05.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов11637
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. За последние десятилетия образовательным организациям пришлось пережить ряд радикальных реорганизаций, вызванных изменениями в политике, философии и социальной сфере. В предстоящие годы единственное, что кажется несомненным, – это то, что темпы технологических и социальных изменений ускоряются, а способность обучающихся преуспеть в меняющихся условиях будет зависеть от способности руководителей образовательных организаций адаптировать содержание, методы и дух образования к новым потребностям, от того, как и какие решения принимает руководитель и управленческая команда образовательной организации [1].
2 В основу подхода к принятию управленческих решений может быть положен процесс принятия решения любым человеком. Каждый человек, основываясь на жизненном опыте, разрабатывает и использует различный набор логически упорядоченных шагов для выявления и решения проблем и принятия решений. Здравый смысл предполагает, что должен быть обобщенный подход к принятию решений человеком, возможно, не на детальном уровне, а на высоком уровне концептуализации. Среди предложенных связанных теорий – теория Ньюэлла и Саймона (1972) и Саймона (1982). Герберт Александр Саймон (1916-2001) – американский экономист и политолог, основной интерес которого представлял процесс принятия решений в организациях [4]. Также исследовали процессы принятия управленческих решений в организациях и разработали для их описания множество оригинальных моделей, ставших «азбукой» теории управления, Джеймс Марч, Чарльз Линдблом, Виктор Врум и др.
3 Ставит ли руководитель цели, планирует ли их достижение или решает вопросы, возникающие при организации и проведении ежедневной рутины функционирования, достижение этих целей полностью зависит от управленческих способностей принимать и реализовывать решения. Преуспеть в принятии и реализации решений на должном уровне – это непростая задача.
4 В основе методологии процесса принятия управленческих решений лежит системный подход, где ключевыми факторами являются самодисциплина, восприятие событий, творческая составляющая, лабильность и навыки коммуникации как с отдельными сотрудниками, так и с различными командами и группами.
5 Принятие решения может быть сложным процессом, поскольку обычно включает в себя изменение, конфликт, риск ошибиться и быть привлеченным к ответственности, а также необходимость иметь дело с большим количеством фактов и альтернатив. Суть принятия сложного решения – процедура выбора.
6 В результате этого многие управленцы предпочитают просто не принимать важные решение. Многие исследователи менеджмента утверждают [4], что неспособность принимать решение часто намного хуже, чем большинство альтернатив; члены управленческой команды и подчиненные могут быть разочарованы и практически парализованы из-за отсутствия решения.

всего просмотров: 256

Оценка читателей: голосов 0

1. Лазарева М. В., Губанова Е. В. Управленческая команда образовательной организации: подходы к формированию и развитию // Человек и образование. 2020. № 4 (65). С. 147-151.

2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 10.02.2022)

3. Davies B. and West-Burnham J. Handbook of Education Leadership and Management, Pearson, London. 2003. p.290

4. Everard K., Morris G., & Wilson I. (2004). Effective school management. SAGE Publications Ltd, https://dx.doi.org/10.4135/9781446211427

5. Абрамов В. И., Миндзаева Э. В. Ключевые направления разработки концепции формирования единого федерального кадрового резерва руководителей системы образования Российской Федерации // Человек и образование. 2021. № 3. С. 7-12.

6. Chiaburu D. S., I.-S. Oh, C. M. Berry, N. Li and R. G. Gardner. «The Five-Factor Model of Personality Traits and Organizational Citizenship Behaviors: A Meta-Analysis», Journal of Applied Psychology, Vol. 96, 2011. Pp. 1140-1166.

7. Oh, H., Chung, M., & Labianca, G. (2004). Group social capital and group effectiveness: The role of informal socializing ties. Academy of Management Journal, vol. 47. Pp. 860 – 875.

8. Zhang, M. J., Law, K., & Lin, B. 2016. You think you are big fish in a small pond? Perceived overqualification, goal orientations, and proactivity at work. Journal of Organizational Behavior, vol. 37. Pp. 61-84.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх