Инклюзия как ключевой компонент в управлении качеством современного образования: приоритеты родителей

 
Код статьиS181570410020203-8-1
DOI10.54884/S181570410020203-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: СПб филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»
Адрес: Российская Федерация, St. Petersburg
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы100-110
Аннотация

Значимость инклюзии принципиально меняется в мире современного образования. Приобретая роль его ключевого компонента в обществе, она становится одной из важнейших характеристик качества образования. Исходной позицией исследования явился анализ результатов интервьюирования родителей учащихся школ Санкт-Петербурга с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Автор рассматривает, в какой мере основные направления развития школьного инклюзивного образования в настоящее время связаны с решением задач, определяемых как первостепенные этой наиболее «целевой» аудиторией. Обсуждены роль руководителей и педагогов школ в решении выявленных задач инклюзивного образования, проблемы, связанные с  профессиональной подготовкой школьного персонала к их эффективному решению. Проанализированы и обобщены результаты международных научных исследований, посвященных инклюзивному образованию, в том числе преодолению в нем редукционистского подхода. Сделан вывод о существенном совпадении эмпирических обобщений, касающихся повышения качества образования на основе изменений в инклюзии, с направленностью международного вектора развития этой области.

Ключевые словаинклюзивное образование, качество образования, родители детей с ОВЗ, руководители школ, повышение квалификации педагогов и руководителей школ
Источник финансированияРабота выполнена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» по теме: «Формирование системы управления качеством образования на основе мониторинга данных о состоянии системы образования» на 2022 год.
Получено16.05.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов23252
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Интерес к инклюзивному образованию возник сравнительно недавно. Еще в 1960-е гг. идея изолирования детей с ограниченными возможностями от сверстников и передачи основной ответственности за их образование работникам здравоохранения была доминирующей. Однако уже в этот период некоторые страны начали ставить под сомнение подход к образованию детей с особыми потребностями, основывающийся на сугубо медицинских соображениях, прилагать усилия по признанию права детей-инвалидов на образование. С тех пор теория и практика инклюзивного образования интенсивно развиваются.
2 Отметим, что участие родителей в образовательной деятельности их детей, также как и инклюзивное образование, стало темой значительного интереса педагогической науки и практики в течение последних примерно 40 лет. Ранее, до 1980-х гг., партнерские отношения между семьей и школой были чаще исключением, чем нормой, несмотря на определенные усилия школы в этом направлении. В настоящее время согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 40) права родителей в сфере образования включают в себя право на участие в школьной жизни в соответствии с ее внутренним распорядком. Разные формы вовлеченности родителей в школьное образование становятся все более распространенными [ 1 ], причем это особенно справедливо для родителей детей с ОВЗ, которые принимают значительное участие в образовательной деятельности детей в школе.
3 Исследования показывают, что участие родителей в этом случае приводит к множеству положительных результатов для детей с особыми потребностями, включая более эффективные стратегии решения проблем их обучения и социальной адаптации [ 2 ].
4 В то же время участие родителей детей с ОВЗ в образовательных процессах школы позволяет им критически оценивать положение с инклюзией, осознавать пути повышения ее эффективности, что в высшей мере важно для продвижения вперед этого направления в образовании.
5 Методы. Работа опирается на эмпирические и теоретические методы исследования. К эмпирическим методам относятся интервью с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), состоящие из двух частей – структурированной части, содержащей набор готовых вопросов, и полуструктурированного интервью, являющегося открытым, позволяющим выдвигать новые идеи во время интервью в зависимости от того, что говорит интервьюируемый. Интервьюирование родителей признано перспективным механизмом оценивания внешних и внутренних ресурсов школьного сообщества. Оно дает возможность определить как их новые основания, так и сценарии действий в реализации этих оснований [ 3 ].
6 Отметим особую продуктивность для нашей работы методики полуструктурированного интервью, характеризующегося определенной гибкостью, позволяющей интервьюеру формулировать вопросы и изменять их порядок в соответствии с конкретной ситуацией. Выбор качественного метода исследования предоставил большие возможности в изучении тем восприятия инклюзии родителями, позволил им свободно делиться своим мнением и корректировать направление исследования. Подчеркнем, что родители учащихся с ОВЗ – нестандартная, но значимая аудитория для исследований ведущих задач инклюзии и эффективности их решения.

всего просмотров: 228

Оценка читателей: голосов 0

1. Sebastian, J., Moon J. and Cunningham M. The relationship of school-based parental involvement with student achievement: a comparison of principal and parent survey reports from PISA 2012 // Educational Studies. 2017. V.43. Pp.123 – 146.

2. Paseka A, Schwab S. Parents’ attitudes towards inclusive education and their perceptions of inclusive teaching practices and resources // European Journal of Special Needs Education. 2019. V.35. Pp. 254-272.

3. Tucker V., Schwartz I. Parents’ Perspectives of Collaboration with School Professionals: Barriers and Facilitators to Successful Partnerships in Planning for Students with ASD // School Mental Health. 2013. V. 5. Pp. 3-14.

4. Jahnukainen M. Inclusion, integration, or what? A comparative study of the school principals’ perceptions of inclusive and special education in Finland and in Alberta, Canada // Disability and Society. 2015. V.30. Pp.59 – 72.

5. Human Education in the Third Millennium. International Initiative [Электронный ресурс] https://humaneducation.net/ (дата обращения: 1.02.2022)

6. ООН. Взаимодействие с академическими кругами [Электронный ресурс]. Образование для всех [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/120921/ (дата обращения: 15.11.2021).

7. European Agency for Special Needs and Inclusive Education [Электронный ресурс] // Key Actions for Raising Achievement Guidance for Teachers and Leaders, 2018 [сайт]. URL: https://www.european-agency.org/sites/default/files/Key%20Actions%20for%20Raising%20Achievement.pdf (дата обращения: 03.02.2022).

8. Мухлаева Т.В., Сергиенко А.Ю. Подготовка педагогов и руководителей школ к инклюзии: проблемы и перспективы // Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы: сб.науч. тр. V Международной научно-практической конференции 4 ноября 2021 г. Минск: БГУО, 2021. С. 388-396.

9. Глазами мамы. История мам и детей, победивших онкологическое заболевание. Верить, любить, жить / сост. Е.Богданова, И.Руклинская, Т.Форопонова. СПб.: НП-Принт, 2021. 116 с.

10. Валицкая А.П., Рабош В. А. Инклюзивное образование как образование для всех // Проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции 19–20 июня 2008 года / под ред. Г.А.Бордовского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 70-73.

11. European Agency for Development in Special Needs Education [Электронный ресурс] // Teacher Education for Inclusion: Profile of Inclusive Teachers, 2012. URL: https://www.european-agency.org/sites/default/files/Profile-of-Inclusive-Teachers.pdf/ (Дата обращения: 11.10.2021.]

12. Florian L. Preparing teachers for inclusive education. Peters M. (ed.), Encyclopedia of Teacher Education. Singapore, Springer, 2019.

13. Cohen E. Principal leadership styles and teacher and principal attitudes, concerns and competencies regarding inclusion // Procedia – Social and Behavavioral Sciences. 2015. V. 186. Pp. 758–764.

14. Szeto E. How do principals’ practices reflect democratic leadership for inclusion in diverse school settings? A Hong Kong case study //Educational Management Administration and Leadership. 2020. V.49. Pp.471 – 492.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх