Поэтапная процедура применения нового профессионального стандарта руководителя образовательной организации

 
Код статьиS181570410020196-0-1
DOI10.54884/S181570410020196-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник Центра управления образовательными системами
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Начальник Центра управления образовательными системами
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Главный научный сотрудник Центра управления образовательными системами
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы7-18
Аннотация

В статье актуализируется проблематика разработки механизма применения профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)», введенного в действие с 1 марта 2022 года. Значимость представленных результатов научного исследования подтверждается запросом от региональных и муниципальных органов власти в сфере образования и руководителей школ и детских садов, а также неразработанностью данного вопроса в теории управления образовательными системами. В качестве основных методов исследования использован контент-анализ нормативной документации и анализ научных публикаций по проблематике состава профессиональной компетентности и регламентации деятельности руководителя образовательной организации. Методологически и нормативно обоснована обязательность применения рассматриваемого профессионального стандарта. В работе представлена поэтапная процедура внедрения профессионального стандарта в систему кадровой работы на муниципальном и локальном уровнях управления. Рассмотрены квалификационные требования к должности руководителя, к базовому образованию, опыту практической работы, описаны особые условия допуска к работе директора школы. Очерчена правоспособность региональных и муниципальных органов управления в сфере образования, являющихся работодателями для руководителей школ и детских садов, в формировании должностных инструкций, «инвентаризации» кадровых ресурсов на предмет их соответствия квалификационным характеристикам, а также проведения аттестации. Выявлены риски и трудности учредителя при внедрении профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Результаты исследования, изложенные в научной статье, могут быть положены в основу разработки регламента применения профессионального стандарта руководителя образовательной организации, а также служить научно-методической основой для проектирования мероприятий по практической реализации профессионального стандарта.

Ключевые словапрофессиональный стандарт, руководитель образовательной организации, квалификационные требования, образовательные треки, директор школы, заведующий детским садом, управление образованием, управление образовательной организацией, аттестация, дополнительная профессиональная подготовка
Источник финансированияРабота выполнена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» (по заказу Министерства просвещения Российской Федерации).
Получено16.05.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов20280
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Применение профессионального стандарта руководителя образовательной организации тесно связано с проблематикой его разработки. Примечателен тот факт, что при наличие широкого спектра образовательных организаций приняты только два профессиональных стандарта руководителей: «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией» (далее – Профессиональный стандарт; утвержден 19 апреля 2021 года) и «Руководитель образовательной организации высшего образования» (утвержден 10 марта 2021 года) [1, 2]. Профессиональные стандарты «Руководитель профессиональной образовательной организации» и «Руководитель организации (подразделения) дополнительного профессионального образования» с 2018 года так и остаются на уровне проектов, подлежащих дальнейшему профессионально-общественному обсуждению и доработке.
2 Стандартизация управленческой деятельности в системе образования является общемировым трендом [3, 4]. В этой связи все страны можно разделить на две категории: крупные федеративные страны, где уже приняты и действуют профессиональные стандарты директоров школ (Великобритания, США, Австралия, Канада и др.) [5], и унитарные страны, где подготовка руководителей сферы образования централизована, профессиональная деятельность директоров регламентирована, и работа над профессиональными стандартами только начинается (Тайвань, Сингапур, Финляндия и др.) [6, 7]. Таким образом, есть основания считать, что рассматриваемый Профессиональный стандарт был востребован российской системой управления образованием уже давно, но вводится в действие только с 1 марта 2022 года.
3 Профессиональный стандарт является многофункциональным документом, ориентированным не только на сферу труда, но и на сферу образования (Рис. 1). Посредством этого инструмента работодатели задают образованию ориентир, специалистов какого профиля и какого уровня квалификации необходимо готовить для обеспечения востребованности выпускников в современных социальных и профессиональных условиях. Поэтому все разработанные профессиональные стандарты, утвержденные Минтруда России, в обязательном порядке направляются в Минобрнауки России и Минпросвещения России с целью учета требований стандартов при формировании ФГОС и примерных образовательных программ.
4
Федорчук1

5 Рис. 1. Области применения профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации)».
6 Методы исследования. Исследование, результаты которого представлены в данной статье, проводилось в 2016-2022 гг. в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» по проблематике изучения теоретико-методологических основ профессионального развития руководителей образовательных систем.

всего просмотров: 268

Оценка читателей: голосов 0

1. Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)». Режим доступа: https://www.eduprofrb.ru/uploads/documents/docs/prikaz-mintruda-rossii-ot-19_04_2021-n-250n.pdf (дата обращения: 07.02.2022).

2. Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации высшего образования». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/603254147 (дата обращения: 07.02.2022).

3. Skobeltsina, K., Beshenkov, S., Kuznetsov, A. Education Systems Management in Critical Situations: Potential Risks of Digitalization. Lecture Notes in Networks and Systems, 2022, Pp. 739–749.

4. Hoffman B. J., et al. Person-Organization Value Congruence: How Transformational Leaders Influence Work Group Effectiveness. The Academy of Management Journal, 54(4), August 2011. Pp. 779-796.

5. Renata, R.; Wardiah, D., Kristiawan, M. The Influence of Headmaster’s Supervision and Achievement Motivation on Effective Teachers. International Journal of Scientific & Technology Research, 2018, 7(4). Pp. 44-49.

6. Федорчук Ю.М. Система подготовки руководителей школ: международный аспект // Ученые записки ИУО РАО. 2020. № 3 (75). С. 28-38.

7. Peregrino, Lilia P., et al. School Heads Competence and Qualifications: It’s Influence on the School Performance. CiiT International Journal of Data Mining and Knowledge Engineering, Vol 13, No 1, January 2021. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/349211298_School_Heads_Competence_and_Qualifications_It's_Influence_on_the_School_Performance (дата обращения - 16.02.2022)

8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 07.02.2022).

9. Fedorchuk, Yu. Professional Standard of a School Principal: Russian and International Experience. Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 316. Atlantis Press, 2019. Pp. 102-106.

10. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Режим доступа: https://base.garant.ru/199499/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 07.02.2022).

11. Mukhametzyanova, F.G., et al. Modern Development Strategy of Russian Education. International Journal of Higher Education, 2020, 9(8). Pp. 72–78.

12. Федорчук Ю. М., Кузнецов А.Н., Гордашникова О. Ю. Требования к директору школы: опыт разработки профессионального стандарта руководителя. М.: Институт управления образованием Российской академии образования, 2021. 224 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх