Local training system as an object of pedagogical design

 
PIIS181570410020042-1-1
DOI10.54884/S181570410020042-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the department of humanities and socio-economic disciplines
Affiliation: Military academy of communications named after marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Occupation: Head of the research department (innovation and intellectual activity)
Affiliation: Military academy of communications named after marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages7-15
Abstract

The article analyzes the approaches to designing training which exist in pedagogy from the standpoint of systems engineering. The author substantiates the need to develop the approach that takes into account both the specifics of the requirements imposed on the training process, and the conditions of training and the characteristics of the contingent of trainees in which this training will be implemented. The concept is introduced and the conceptual model of the local training system is justified. The structure of the formulation of the problem of pedagogical design of the local learning system is determined. The article substantiates the classification of the local learning system as a system of systems, on the basis of which the goal of its pedagogical design is formulated.

Keywordssystems engineering, training system, local training system, system of systems
Received06.05.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters19933
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В педагогической литературе в качестве объекта педагогического проектирования обычно рассматривается процесс (технология, методика) обучения. Этот объект может проектироваться с применением целого ряда разработанных в предметной области педагогики методологических подходов, включающих системный, синергетический, антропологический, культурологический, аксиологический, деятельностный, компетентностный, личностный, средовой, ситуационный и др.. При этом применение любого из этих подходов не гарантирует эффективного достижения целей обучения. Причиной такого положения является неполное соответствие обозначенных выше подходов методологии системной инженерии.
2 Системную инженерию обычно определяют как «междисциплинарный подход , определяющий полный набор технических и управленческих усилий, которые требуются для того, чтобы преобразовать совокупность потребностей и ожиданий заказчика и имеющихся ограничений в эффективные решения и поддержать эти решения в течение их жизненного цикла» [1]. В рамках системной инженерии установлена детерминированная совокупность итеративных действий (действий, повторяющихся от этапа к этапу на всех стадиях проектирования систем), которую называют процессом инженерии систем, подходом или методом системной инженерии.
3 «Метод системной инженерии (systems engineering method) – это совокупность итеративных действий (процедура), которая реализуется на каждом из этапов всех стадий жизненного цикла системы» [2, с. 146]. Использование этого метода включает четыре основных этапа [2, с. 149]: 1) анализ требований (постановка задачи); 2) функциональное описание (анализ функционирования и привязка функций к элементам); 3) описание физической реализации (синтез альтернативных вариантов процедуры функционирования системы, выбор наиболее предпочтительного варианта, его физическая реализация выделенными подсистемами); 4) валидация и верификация принятого решения.
4 Результаты анализа соответствия всех перечисленных выше педагогических подходов методу системной инженерии свидетельствуют, что явное различие между ними наблюдается на самом первом этапе анализа требований.
5 Этот этап в системной инженерии включает «анализ предполагаемых потребностей в новой системе в плане наличия серьезных недостатков у существующих систем либо потенциальной возможности для существенного улучшения их характеристик благодаря применению новой технологии» [2, с. 203], то есть предполагает объективное исследование характеристик исходной системы. Все педагогические подходы к проектированию технологий (методик) обучения объективного обследования той совокупности обучаемых и преподавателей, взаимодействие которых будет реализовывать проектируемую технологию обучения, не предусматривают. Более того, в результате анализа перечисленных выше педагогических подходов О. Л. Осадчук и Е. Г. Галянская [3] приходят к выводу, что не условия обучения и контингент обучаемых определяют выбор подхода к проектированию обучения, а, наоборот, «методологический подход отождествляется с определенной мировоззренческой позицией исследователя и задает модель авторского видения, понимания и интерпретации педагогических явлений» [3, с. 463].

views: 394

Readers community rating: votes 0

1. GOST R 57193-2016 Sistemnaya i programmnaya inzheneriya. Protsessy zhiznennogo tsikla sistem. – M.: Standartinform, 2016. – 96 s.

2. Kosyakov A., Svit U. i dr. Sistemnaya inzheneriya. Printsipy i praktika: per. s angl. / pod red. V. K. Batovrina. – M.: DMK Press, 2014. –624 s.

3. Osadchuk O.L., Galyanskaya E.G. Sovremennye metodologicheskie podkhody k issledovaniyu pedagogicheskikh protsessov // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanij. – 2016. – № 3-3. – S. 463-467.

4. Pechnikov A.N., Shikov A.N. Proektirovanie i primenenie komp'yuternykh tekhnologij obucheniya: monogr. – SPb.: Izd-vo VVM, 2014. – 393 s.

5. Pechnikov A.N. Teoreticheskie osnovy psikhologo-pedagogicheskogo proektirovaniya avtomatizirovannykh obuchayuschikh sistem. – Petrodvorets: VVMUREh im. A.s. Popova, 1995. – 326 s.

6. Ball G.A. Teoriya uchebnykh zadach: psikhologo-pedagogicheskij aspekt. – M.: Pedagogika, 1990. – 184 s.

7. GOST R 43.0.3-2009 Informatsionnoe obespechenie tekhniki i operatorskoj deyatel'nosti. Noon-tekhnologiya v tekhnicheskoj deyatel'nosti. Obschie polozheniya. – M.: Standartinform, 2018. – 75 s.

8. Panov V.I. Ehkologicheskaya psikhologiya: Opyt postroeniya metodologii. – M.: Nauka, 2004. – 197 s.

9. Pospelov D.A. Situatsionnoe upravlenie: teoriya i praktika. – M.: Nauka, 1986.– 288 s.

10. Grinenko G.V. Teoriya imenovaniya. / Tsentr gumanitarnykh tekhnologij, 2002–2021 (poslednyaya redaktsiya: 18.01.2021). [Ehlektronnyj resurs] URL: https://gtmarket.ru/concepts/7217 (data obrascheniya: 26.05.2021)

11. Levenchuk A. Sistemnoinzhenernoe myshlenie: uchebnik. TechInvestLab, 2 aprelya 2015. 305 s. [Ehlektronnyj resurs] URL: https://lib-bkm.ru/14171 (data obrascheniya: 25.05.2021)

Система Orphus

Loading...
Up