Локальная система обучения как объект педагогического проектирования

 
Код статьиS181570410020042-1-1
DOI10.54884/S181570410020042-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Аффилиация: Военная академия связи имени маршала Советского Союза С.М. Буденного
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Начальник научно-исследовательского отдела (инновационной и интеллектуальной деятельности)
Аффилиация: Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы7-15
Аннотация

В статье с позиций системной инженерии анализируются существующие в педагогике подходы к проектированию обучения. Обосновывается необходимость разработки подхода, который учитывает как специфику предъявляемых к процессу обучения требований, так и те условия обучения и особенности контингента обучаемых, в которых это обучение будет реализовываться. Вводится понятие и обосновывается концептуальная модель локальной системы обучения. Определяется структура формулировки задачи педагогического проектирования локальной системы обучения. Обосновывается классификация локальной системы обучения как системы систем, на основе которой формулируется цель ее педагогического проектирования.

Ключевые словасистемная инженерия, система обучения, локальная система обучения, система систем
Получено06.05.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов19933
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В педагогической литературе в качестве объекта педагогического проектирования обычно рассматривается процесс (технология, методика) обучения. Этот объект может проектироваться с применением целого ряда разработанных в предметной области педагогики методологических подходов, включающих системный, синергетический, антропологический, культурологический, аксиологический, деятельностный, компетентностный, личностный, средовой, ситуационный и др.. При этом применение любого из этих подходов не гарантирует эффективного достижения целей обучения. Причиной такого положения является неполное соответствие обозначенных выше подходов методологии системной инженерии.
2 Системную инженерию обычно определяют как «междисциплинарный подход , определяющий полный набор технических и управленческих усилий, которые требуются для того, чтобы преобразовать совокупность потребностей и ожиданий заказчика и имеющихся ограничений в эффективные решения и поддержать эти решения в течение их жизненного цикла» [1]. В рамках системной инженерии установлена детерминированная совокупность итеративных действий (действий, повторяющихся от этапа к этапу на всех стадиях проектирования систем), которую называют процессом инженерии систем, подходом или методом системной инженерии.
3 «Метод системной инженерии (systems engineering method) – это совокупность итеративных действий (процедура), которая реализуется на каждом из этапов всех стадий жизненного цикла системы» [2, с. 146]. Использование этого метода включает четыре основных этапа [2, с. 149]: 1) анализ требований (постановка задачи); 2) функциональное описание (анализ функционирования и привязка функций к элементам); 3) описание физической реализации (синтез альтернативных вариантов процедуры функционирования системы, выбор наиболее предпочтительного варианта, его физическая реализация выделенными подсистемами); 4) валидация и верификация принятого решения.
4 Результаты анализа соответствия всех перечисленных выше педагогических подходов методу системной инженерии свидетельствуют, что явное различие между ними наблюдается на самом первом этапе анализа требований.
5 Этот этап в системной инженерии включает «анализ предполагаемых потребностей в новой системе в плане наличия серьезных недостатков у существующих систем либо потенциальной возможности для существенного улучшения их характеристик благодаря применению новой технологии» [2, с. 203], то есть предполагает объективное исследование характеристик исходной системы. Все педагогические подходы к проектированию технологий (методик) обучения объективного обследования той совокупности обучаемых и преподавателей, взаимодействие которых будет реализовывать проектируемую технологию обучения, не предусматривают. Более того, в результате анализа перечисленных выше педагогических подходов О. Л. Осадчук и Е. Г. Галянская [3] приходят к выводу, что не условия обучения и контингент обучаемых определяют выбор подхода к проектированию обучения, а, наоборот, «методологический подход отождествляется с определенной мировоззренческой позицией исследователя и задает модель авторского видения, понимания и интерпретации педагогических явлений» [3, с. 463].

всего просмотров: 385

Оценка читателей: голосов 0

1. ГОСТ Р 57193-2016 Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем. – М.: Стандартинформ, 2016. – 96 с.

2. Косяков А., Свит У. и др. Системная инженерия. Принципы и практика: пер. с англ. / под ред. В. К. Батоврина. – М.: ДМК Пресс, 2014. –624 с.

3. Осадчук О.Л., Галянская Е.Г. Современные методологические подходы к исследованию педагогических процессов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 3-3. – С. 463-467.

4. Печников А.Н., Шиков А.Н. Проектирование и применение компьютерных технологий обучения: моногр. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2014. – 393 с.

5. Печников А.Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем. – Петродворец: ВВМУРЭ им. А.с. Попова, 1995. – 326 с.

6. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.

7. ГОСТ Р 43.0.3-2009 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Ноон-технология в технической деятельности. Общие положения. – М.: Стандартинформ, 2018. – 75 с.

8. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. – М.: Наука, 2004. – 197 с.

9. Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. – М.: Наука, 1986.– 288 с.

10. Гриненко Г.В. Теория именования. / Центр гуманитарных технологий, 2002–2021 (последняя редакция: 18.01.2021). [Электронный ресурс] URL: https://gtmarket.ru/concepts/7217 (дата обращения: 26.05.2021)

11. Левенчук А. Системноинженерное мышление: учебник. TechInvestLab, 2 апреля 2015. 305 с. [Электронный ресурс] URL: https://lib-bkm.ru/14171 (дата обращения: 25.05.2021)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх