Foreign theories on the development of schoolchildren’s cognitive interest

 
PIIS181570410020040-9-1
DOI10.54884/S181570410020040-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute for Education Strategy and Development of the Russian Academy of Education
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (70)
Pages211-219
Abstract

The article provides an overview of foreign studies in the field of motivation for learning, studying the problem of the formation of cognitive interest in students, its historical perspective, since most modern theories arose more than half a century ago, developed, modified.The theories under consideration are based on cognitive processes, their connection with learning and cognition. Particular attention is paid to the issues of the emotional state of students, the role of the comfort of schoolchildren in the learning process, which depend on their success and relationships with teachers, parents, classmates. Indicates their growing importance in the development of the student's personality. Based on the research carried out in different countries of the world (European countries, the USA, Canada), one can imagine the dynamics in the development of the problem of the cognitive interest of schoolchildren in foreign pedagogy and practice.The issues of the formation of cognitive interest in schoolchildren remain relevant for modern education, since the need to assimilate a large amount of information, which is of lasting importance, remains important, to form in schoolchildren the ability to acquire the knowledge they need and apply it in life, in activity; think creatively. Attention to these problems facing theoretical and practical pedagogy, domestic and foreign education systems, ways and means of their solution is in the focus of the authors of the article. The author of the article concludes that the problem of the formation of cognitive interest among schoolchildren is currently being developed in foreign studies within the framework of the socio-cognitive approach; the most important aspects are the growing roles of teachers, parents and students in this process, as well as the influence of interpersonal relations among students.

Keywordscognitive interest, learning motivation, cognitive process
Received06.05.2022
Publication date02.06.2022
Number of characters18051
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Изучение проблемы мотивации учения остается актуальной областью для теоретической и практической педагогики. Ее непроходящая практическая значимость для систем образования всех стран в настоящее время очевидна, так как использование любых инновационных и прогрессивных образовательных технологий в профессиональной деятельности педагогов не будет эффективным без наличия у школьников познавательных интересов, желания учиться, получать и добывать знания. В зарубежной педагогике накоплен богатый опыт в исследовании и осмыслении важнейших вопросов формирования познавательного интереса школьников, использования его потенциала для общего развития личности. Эти исследования представляют интерес для отечественной системы образования, в которой проблема мотивации к учебной деятельности выступает одной из основных задач современной школы и рассматривается как условие развития у обучающихся желания и способности учиться, формирования у них устойчивого познавательного интереса, проявляющегося в интеллектуальной активности, избирательной направленности на учебные предметы, познавательных мотивах, эмоционально-ценностном отношении к учебе. Цель исследования автор статьи видит в обзоре зарубежного опыта решения проблемы, его анализе и предоставлении этого опыта отечественным педагогам.
2 Материалы, модели, эксперименты, методы и методики. Исследование носит междисциплинарный характер с применением комплекса теоретических методов, позволяющих наиболее полно осветить проблему формирования познавательного интереса школьников, его значения для общего личностного развития: анализа литературы по проблеме; историко-педагогического анализа, дающего представление о динамике развития проблемы; сравнительно-сопоставительного метода, выявляющего общее и частное в теориях формирования познавательного интереса у школьников.
3 Исторический аспект проблемы связан с именам таких известных зарубежных ученых прошлого века, как Д. Фрейер, Ш. Бюллер, Э. Торндайк, И.Ф. Гербарт, которые рассматривали «интерес» в структуре личности человека, состоящий из потребностей и чувств, обеспечивающих определенное притяжение к предмету, явлению, событию. До сих пор среди психологов и педагогов остается популярной книга «Исследования развития познавательной деятельности» под ред. Дж. Брунера, О. Оливера, П. Гринфилда (1971), в которой представлены их взгляды на проблему, приводятся данные о развитии восприятия и мышления детей, анализируются идеи интеллектуалистической теории И.Ф. Гербарта, представителей волюнтаристической теории интереса, анализируются причины появления интереса, его связь с эмоциями и волей. В интеллектуалистической теории И.Ф. Гербарта интерес личности, относящийся им к умственной деятельности, сравнивается с проявлением непроизвольного внимания, сознания. У сторонников волюнтаристической теории интереса П. Наторпа, А. Вальземана, О. Вильмана интерес представлен как особое состояние воли, которое возникает в процессе сосредоточенного занятия делом [1].

views: 385

Readers community rating: votes 0

1. Issledovaniya razvitiya poznavatel'noj deyatel'nosti / pod red. Dzh. Brunera, O. Olivera, P.Grinfilda. Perevod s angl. M.P. Lisinoj. M: Pedagogika, 1971. 392 s.

2. Dzhems U. Pragmatizm: novoe nazvanie dlya nekotorykh starykh metodov myshleniya: Populyarnye lektsii po filosofii / Per. s angl. – Izd. 3-e. M.: LKI, 2011. 240 s. (Iz naslediya mirovoj filosofskoj mysli: istoriya filosofii).

3. Kholl, S. Istoriya odnoj kuchi pesku // Kholl S. Ocherki po izucheniyu rebenka. B. M.: Puchina, 1925. S. 12 - 141.

4. Kholodnaya M. A. Psikhologiya intellekta: paradoksy issledovaniya. M.: Bars, 1997. 112 s.

5. Klapared Eh. Psikhologiya rebenka i ehksperimental'naya psikhologiya. Izd. PKI, 2007. 168 s.

6. Torndajk Eh. «Psikhologiya zhelanij, interesov i predpochtenij» / «The psychology of wants, interest and attitudes», 1935. 170 s.

7. Torndajk Eh., Uotson Dzh. Bikheviorizm. Printsipy obucheniya, osnovannye na psikhologii. Psikhologiya kak nauka o povedenii. M: AST-LTD, 1998. 704 s.

8. Vudvorts R. Vnimanie. Vypusk 3 : Sub'ekt poznaniya : Khrestomatiya po obschej psikhologii : uchebnoe posobie dlya studentov spetsotdelenij fakul'tetov psikhologii vysshikh uchebnykh zavedenij po spetsial'nostyam 52100 i 020400 Psikhologiya / red. V.V. Petukhov. M: Rossijskoe psikhologicheskoe obschestvo, 1998. 114 s.

9. Laj V. A. Ehksperimental'naya pedagogika / per. s 3-go ispr. nem. izd. A. Grushko. — M. ; L. : Mosk. aktsioner. izd., 1927. 120 s.

10. Mejman Eh. Lektsii po ehksperimental'noj pedagogiki Per.pod red. N.D.Vinogradova s posled. pererabot. i znachit. rasshirennogo nem. izd. 4-e izd. T.1. M: Mir, 1911, 659 s.

11. Bruner Dzh. Psikhologiya poznaniya. Za predelami neposredstvennoj informatsii. M: Prograss. 1977. 413 s.

12. Ausubel D. P. School Learning: An Introduction to Educational Psychology. - New York: Holt, Rinehart and Winston, 1969. 691 p.

13. Ausubel D. P Theory and problems of child development, 15. N. Y. - L., 1972 (with E. U. Sullivan).

14. Pekrun R. Measuring Emotions in Students’ Learning and Performance: The Achievement Emotions Questionnaire (AEQ). Contemporary Educational Psychology, 2011, V. 36, No. 1, P. 36-48.

15. Pekrun R. Emotions and Learning // Educational Practices, 2014, No. 24, P. 6-29.

16. Education at a Glance 2021 OECD INDICATORS // OECD (2021), Education at a Glance 2021: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris.

17. Hidi, S., Renninger, K.A. The Four-Phase Model of Interest Development // Educational Psychologist. 2006. V. 41. No 2. P. 111-127.

18. Influences of stimulating tasks on reading motivation and comprehension / J.T. Guthrie [et al.] // Journal of Educational Research. 2006. V. 99. No 4. P. 232-246.

19. Krapp A., Prenzel M. Research on Interest in Science: Theories, methods and findings // International Journal of Science Education. 2011. V. 33. No 3. P. 2–50.

20. Tehkehks K. Schastlivye roditeli odarennykh detej /K. Tehkehks // Odaryonnye deti / obschaya redaktsiya G.V. Burmenskoj i V.M. Slutskogo. M: Progress, 1991.146 s.

21. Elena N. Dzyatkovskaya, Elena A. Anufrieva, Gaini K. Dlimbetova, Galina I. Atamanova, & Natalia A. Shmelkova. (2021). SDG TARGET 4.A: THEORY AND PRACTICE OF “EDUCATION FOR ALL” . PalArch’s Journal of Archaeology of Egypt / Egyptology, 17(10), 2698-2709

22. Gruber J. M., Fandakova Y. Curiosity in childhood and adolescence — what can we learn from the brain // Current Opinion in Behavioral Sciences. 2021. V 39. P. 178-18.

Система Orphus

Loading...
Up