Зарубежные теории развития познавательного интереса у школьников

 
Код статьиS181570410020040-9-1
DOI10.54884/S181570410020040-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт стратегии и развития образования РАО
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы211-219
Аннотация

В статье рассмотрена проблема познавательного интереса у учащихся, ее современное состояние и исторический ракурс. Автор делает вывод о том, что большинство современных теорий обучения, возникших более полувека назад, развивались и модифицировались. Рассматриваемые теории основываются на когнитивных процессах, их связи с обучением и познанием. Особое внимание уделяется вопросам эмоционального состояния обучающихся, роли комфортности школьников в процессе обучения, которые зависят от их успешности и отношений с педагогами, родителями и одноклассниками. Делается акцент на их растущее значение в развитии личности обучающегося. Представлены материалы проводимых в разных странах мира исследований (страны Европы, США, Канады), которые позволяют проследить динамику в развитии проблемы познавательного интереса школьников в зарубежной педагогике и практике. Вопросы формирования познавательного интереса у школьников остаются актуальными для современного образования, поскольку сегодня существует необходимость усваивать большой объем информации, формировать у школьников умения самим добывать нужные им знания и применять их в жизни, в деятельности; творчески мыслить. Внимание к этим задачам, стоящим сегодня перед теоретической и практической педагогикой, отечественной и зарубежными системами образования, путям и способам их решения - в центре внимания автора статьи. Автор статьи делает выводы о том, что: проблема формирования познавательного интереса у школьников сегодня разрабатывается в зарубежных исследованиях в рамках социо-когнитивного подхода; важнейшими аспектами в ней являются усиливающаяся роль педагогов, родителей и самих учащихся в этом процессе, а так же влияние на него складывающимися между учениками межличностных отношений.

Ключевые словапознавательный интерес, учебная мотивация, когнитивный процесс
Получено06.05.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов18051
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Изучение проблемы мотивации учения остается актуальной областью для теоретической и практической педагогики. Ее непроходящая практическая значимость для систем образования всех стран в настоящее время очевидна, так как использование любых инновационных и прогрессивных образовательных технологий в профессиональной деятельности педагогов не будет эффективным без наличия у школьников познавательных интересов, желания учиться, получать и добывать знания. В зарубежной педагогике накоплен богатый опыт в исследовании и осмыслении важнейших вопросов формирования познавательного интереса школьников, использования его потенциала для общего развития личности. Эти исследования представляют интерес для отечественной системы образования, в которой проблема мотивации к учебной деятельности выступает одной из основных задач современной школы и рассматривается как условие развития у обучающихся желания и способности учиться, формирования у них устойчивого познавательного интереса, проявляющегося в интеллектуальной активности, избирательной направленности на учебные предметы, познавательных мотивах, эмоционально-ценностном отношении к учебе. Цель исследования автор статьи видит в обзоре зарубежного опыта решения проблемы, его анализе и предоставлении этого опыта отечественным педагогам.
2 Материалы, модели, эксперименты, методы и методики. Исследование носит междисциплинарный характер с применением комплекса теоретических методов, позволяющих наиболее полно осветить проблему формирования познавательного интереса школьников, его значения для общего личностного развития: анализа литературы по проблеме; историко-педагогического анализа, дающего представление о динамике развития проблемы; сравнительно-сопоставительного метода, выявляющего общее и частное в теориях формирования познавательного интереса у школьников.
3 Исторический аспект проблемы связан с именам таких известных зарубежных ученых прошлого века, как Д. Фрейер, Ш. Бюллер, Э. Торндайк, И.Ф. Гербарт, которые рассматривали «интерес» в структуре личности человека, состоящий из потребностей и чувств, обеспечивающих определенное притяжение к предмету, явлению, событию. До сих пор среди психологов и педагогов остается популярной книга «Исследования развития познавательной деятельности» под ред. Дж. Брунера, О. Оливера, П. Гринфилда (1971), в которой представлены их взгляды на проблему, приводятся данные о развитии восприятия и мышления детей, анализируются идеи интеллектуалистической теории И.Ф. Гербарта, представителей волюнтаристической теории интереса, анализируются причины появления интереса, его связь с эмоциями и волей. В интеллектуалистической теории И.Ф. Гербарта интерес личности, относящийся им к умственной деятельности, сравнивается с проявлением непроизвольного внимания, сознания. У сторонников волюнтаристической теории интереса П. Наторпа, А. Вальземана, О. Вильмана интерес представлен как особое состояние воли, которое возникает в процессе сосредоточенного занятия делом [1].

всего просмотров: 300

Оценка читателей: голосов 0

1. Исследования развития познавательной деятельности / под ред. Дж. Брунера, О. Оливера, П.Гринфилда. Перевод с англ. M.П. Лисиной. М: Педагогика, 1971. 392 с.

2. Джемс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии / Пер. с англ. – Изд. 3-е. М.: ЛКИ, 2011. 240 с. (Из наследия мировой философской мысли: история философии).

3. Холл, С. История одной кучи песку // Холл С. Очерки по изучению ребенка. Б. М.: Пучина, 1925. С. 12 - 141.

4. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Барс, 1997. 112 с.

5. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная психология. Изд. ПКИ, 2007. 168 с.

6. Торндайк Э. «Психология желаний, интересов и предпочтений» / «The psychology of wants, interest and attitudes», 1935. 170 с.

7. Торндайк Э., Уотсон Дж. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. Психология как наука о поведении. М: АСТ-ЛТД, 1998. 704 с.

8. Вудвортс Р. Внимание. Выпуск 3 : Субъект познания : Хрестоматия по общей психологии : учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 Психология / ред. В.В. Петухов. М: Российское психологическое общество, 1998. 114 с.

9. Лай В. А. Экспериментальная педагогика / пер. с 3-го испр. нем. изд. А. Грушко. — М. ; Л. : Моск. акционер. изд., 1927. 120 с.

10. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогики Пер.под ред. Н.Д.Виноградова с послед. переработ. и значит. расширенного нем. изд. 4-е изд. Т.1. М: Мир, 1911, 659 с.

11. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М: Програсс. 1977. 413 с.

12. Ausubel D. P. School Learning: An Introduction to Educational Psychology. - New York: Holt, Rinehart and Winston, 1969. 691 p.

13. Ausubel D. P Theory and problems of child development, 15. N. Y. - L., 1972 (with E. U. Sullivan).

14. Pekrun R. Measuring Emotions in Students’ Learning and Performance: The Achievement Emotions Questionnaire (AEQ). Contemporary Educational Psychology, 2011, V. 36, No. 1, P. 36-48.

15. Pekrun R. Emotions and Learning // Educational Practices, 2014, No. 24, P. 6-29.

16. Education at a Glance 2021 OECD INDICATORS // OECD (2021), Education at a Glance 2021: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris.

17. Hidi, S., Renninger, K.A. The Four-Phase Model of Interest Development // Educational Psychologist. 2006. V. 41. No 2. P. 111-127.

18. Influences of stimulating tasks on reading motivation and comprehension / J.T. Guthrie [et al.] // Journal of Educational Research. 2006. V. 99. No 4. P. 232-246.

19. Krapp A., Prenzel M. Research on Interest in Science: Theories, methods and findings // International Journal of Science Education. 2011. V. 33. No 3. P. 2–50.

20. Tэкэкс К. Счастливые родители одаренных детей /К. Тэкэкс // Одарённые дети / общая редакция Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М: Прогресс, 1991.146 с.

21. Elena N. Dzyatkovskaya, Elena A. Anufrieva, Gaini K. Dlimbetova, Galina I. Atamanova, & Natalia A. Shmelkova. (2021). SDG TARGET 4.A: THEORY AND PRACTICE OF “EDUCATION FOR ALL” . PalArch’s Journal of Archaeology of Egypt / Egyptology, 17(10), 2698-2709

22. Gruber J. M., Fandakova Y. Curiosity in childhood and adolescence — what can we learn from the brain // Current Opinion in Behavioral Sciences. 2021. V 39. P. 178-18.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх