Направления совершенствования планирования действий образовательных организаций по предупреждению чрезвычайных ситуаций

 
Код статьиS181570410019995-9-1
DOI10.54884/S181570410019995-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Начальник Центра управления образовательными системами
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Главный научный сотрудник Центра управления образовательными системами
Аффилиация:
ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Профессор кафедры финансов и цен
Аффилиация:
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Российская таможенная академия
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы136-147
Аннотация

В статье проанализировано текущее состояние планирования действий образовательных организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обоснована актуальность его совершенствования. Поиск возможных направлений совершенствования планирования действий образовательных организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций проведен применительно к государственным и муниципальным образовательным организациям и ограничен рамками действующего в Российской Федерации законодательства. Реализация предложенных направлений совершенствования планирования действий образовательных организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций может обеспечить существенное повышение качества безопасности их деятельности. Обоснованы также предложения, направленные на реализацию прав образовательных организаций на получение дополнительного финансирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций из муниципальных и региональных бюджетов.

В основе статьи лежат результаты, полученные в рамках выполнения научно-исследовательской работы: «Управление региональными системами образования в чрезвычайных и кризисных ситуациях, разработка проектов нормативных актов и методического обеспечения».

Ключевые словачрезвычайная ситуация; государственные и муниципальные образовательные организации; орган управления образованием; единый план действий по предупреждению и ликвидации ЧС
Источник финансированияРабота выполнена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» (по заказу Министерства просвещения Российской Федерации).
Получено05.05.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов22231
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Каждая образовательная организация законодательно обязана «создать безопасные условия обучения», в том числе в условиях возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) [1]. Федеральным законом [2, 3] определено, что защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должна осуществляться на основе принципов заблаговременности, плановости, обязательности, экономичности. Мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС должны быть взаимоувязаны по цели, месту, времени их осуществления и должным образом обеспечены необходимыми для их осуществления ресурсами [2, 3]. Исходя из этого, Правительство Российской Федерации постановило [4], что вся работа по предупреждению и ликвидации ЧС в нашей стране осуществляется всеми органами власти и организациями, включая образовательные организации дошкольного, общего и профессионального образования (далее – образовательные организации), по «единому плану действий». В основу такого подхода положен территориальный принцип планирования. Единый план действий включает в себя федеральный план действий, межрегиональные планы взаимодействия субъектов Российской Федерации, планы действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на подведомственных им территориях [4].
2 Несмотря на огромные усилия, предпринимаемые всеми органами власти для предупреждения ЧС, их общее количество с каждым годом, пусть и медленно, но растет. Так, например, если в 2019 г. на территории России было зафиксировано 266 ЧС [5], то в 2020 г. – 331 ЧС [6]. Конечно, у каждой из этих ЧС были свои причины, но многие рассматривают их рост как следствие происходящих в мире климатических изменений, способствующих возникновению опасных природных явлений (ураганов, ливней, молний, лесных, степных и торфяных пожаров, селей, наводнений, оползней, оттаивания мерзлоты и других стихийных бедствий) и распространению инфекционных заболеваний. Так, например, в докладе Организации Объединенных Наций отмечается, что: «Изменение климата во многом является причиной почти удвоения количества стихийных бедствий за последние 20 лет» [7]. Из этого следует, что в ближайшие годы вероятно дальнейшее увеличение количества ЧС на территории нашей страны более вероятно, чем их снижение.
3 Указом Президента Российской Федерации определено, что основными угрозами возникновения ЧС на период до 2030 года следует считать: «стихийные бедствия, в том числе вызванные глобальным изменением климата»; «техногенные аварии и катастрофы», в том числе «возникшие вследствие пожара или стихийного бедствия»; «особо опасные инфекционные заболевания» [8]. Кроме того, все нарастающей проблемой для управления системой образования не только в России [9], но и в иных регионах мира [10, 11, 12] являются кризисные ситуации, возникающие в связи с киберугрозами, необходимость противостояния которым усугубляется в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 [13].

всего просмотров: 248

Оценка читателей: голосов 0

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 27.11.2021).

2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295 (дата обращения: 21.10.2021).

3. Е. В. Артемьев, М. Н. Семенова. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс]. URL: https://68.mchs.gov.ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/grazhdanskaya-zashchita/5-preduprezhdenie-chrezvychaynyh-situaciy/5-1-normativno-pravovye-akty/kommentariy-k-federalnomu-zakonu-ot-21-dekabrya-1994-g-n-6 (дата обращения: 21.11.2021).

4. Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 2003 №794. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45914/492eda9f08b2b56e284a2ab0b4c8d3719f3a2585 (дата обращения: 25.10.2021).

5. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году. Москва, Россия. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/4602 (дата обращения: 27.10.2021).

6. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году. Москва, Россия. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/5304 (дата обращения: 06.11.2021).

7. ООН: число природных катастроф выросло в два раза за 20 лет, и это не предел (2020). [Электронный ресурс]. URL: https://hightech.fm/2020/10/13/climate-disasters (дата обращения: 01.11.2021).

8. Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 года №12. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42753 (дата обращения: 30.11.2021).

9. Skobeltsina K., Beshenkov S., Kuznetsov A. Education Systems Management in Critical Situations: Potential Risks of Digitalization. In: Beskopylny A., Shamtsyan M. (eds) XIV International Scientific Conference “INTERAGROMASH 2021”. Lecture Notes in Networks and Systems, Vol. 247. Springer, Cham. 2022. – Рp. 739-749.

10. Mitchell I., Cockerton T., Hara S., Evans C. SMERF: Social Media, Ethics and Risk Framework. In: Jahankhani H. (eds) Cyber Criminology. Advanced Sciences and Technologies for Security Applications. Springer, Cham. 2018. – Pp. 203-225.

11. Kniffin, K.M., Palacio, D. Trash-Talking and Trolling. Hum Nat 29, 2018. – Pp. 353–369.

12. Ron M., Rivera O., Fuertes W., Toulkeridis T., Díaz J. Cybersecurity Baseline, An Exploration, Which Permits to Delineate National Cybersecurity Strategy in Ecuador / // In Rocha Á., Ferrás C., Paredes M. (eds.) Information Technology and Systems. Springer, Cham, 2019. – Pp. 847-857.

13. Скобельцина К.Н., Кузнецов А.Н., Бешенков С.А. Как российские школьники противостоят киберугрозам? // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 4. - C. 43—53.

14. Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 120 с.

15. Путин поручил подготовить программу капитального ремонта школ. Москва, Россия. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/06/19/putin-poruchil-podgotovit-programmu-kapitalnogo-remonta-shkol.html?tgm (дата обращения: 29.10.2021).

16. Пучков В. А. (2015). Гражданская защита. Энциклопедический словарь. Москва, Россия. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/1749 (дата обращения: 04.11.2021).

17. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 № 151-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7746/5f9ee3efa7c5ed91f6750307819b88afa2cbcac0 (дата обращения: 03.11.2021).

18. Методические рекомендации «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации от 28 января 2020 №ВБ-85/12. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73472690 (дата обращения: 07.11.2021).

19. Рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений от 05 мая 2021 г., исх. №СК-123/07. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3d67b48dfb48c8176c725d8266f3f486 (дата обращения: 03.11.2021).

20. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» от 02 августа 2019 г. №1006. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=331342#xMpPXnSAx9hzTqRD (дата обращения: 31.10.2021).

21. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года №116-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15234/3cc6edcf62c33ed74fd0d4636555b4996a2d468e (дата обращения: 30.11.2021).

22. Методические рекомендации по организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Утверждены решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности 17 апреля 2015 года, протокол №4. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420359157 (дата обращения: 02.11.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх