Эффективное использование обучающих видеотехнологий и их влияние на развитие когнитивно-речевых функций детей

 
Код статьиS181570410019966-7-1
DOI10.54884/S181570410019966-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация: Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Преподаватель кафедры немецкого и романских языков
Аффилиация: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы73-80
Аннотация

В статье описывается феномен современного детства с точки зрения влияния информационных технологий на развитие когнитивно-речевого механизма как результат взаимодействия незрелого сознания с виртуальными образами на различных стадиях онтогенеза, начиная с этапа формирования речевых навыков и заканчивая ранним подростковым возрастом.  Дается краткий обзор и анализ отечественных и зарубежных исследований относительно влияния видеотехнологий на развитие когнитивно-речевых функций детей. Предпринимается попытка поиска «золотой середины», баланса положительного и негативного воздействия технологии. Затрагивается тема естественного и целенаправленного полилингвистического развития. Излагаются общие рекомендации по созданию и организации эффективного использования обучающих видео для детей с целью расширения их лексического объема памяти и улучшения речевых навыков. 

Ключевые словаинформационные технологии, обучающие видео, гибридное пространство, когнитивно-речевое развитие
Получено04.05.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов13115
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Высокотехнологическое информационное общество динамично меняет условия формирования речевых и когнитивных функций человека, возникают новые феномены детства, один из которых можно определить как «цифровое детство» – особый культурно-психологический контекст развития современного ребенка. Информационные технологии становятся приоритетным инструментом освоения культуры. Линейным традиционным способам представления печатного текста дети предпочитают визуально ориентированный интерактивный контент. Таким образом, происходит смена способа восприятия ребенком информации со статического пассивного наблюдателя к активным вовлекающим формам интерактивного взаимодействия.
2 Еще в начале прошлого столетия Томас Эдисон уверенно предсказывал конец печатного века: «Школьные учебники скоро устареют. Ученики будут получать всю информацию через зрительные органы посредством движущихся картинок. Наша школьная система будет полностью изменена в течение десяти лет» [1]. По прошествии указанного десятилетия он продлил срок предсказания: «В группе из двенадцати человек я попросил учеников записать то, что они усвоили из картинок. Я был поражен, что такой сложный предмет как химия был понят ими достаточно глубоко посредством изображений. Те из них, которые не были поняты, я показывал снова и снова, пока у обучающихся не сложилась полная картина. Я думаю, что движущиеся картинки – это всего лишь начало, и, по моему мнению, в течение двадцати лет дети будут обучаться с их помощью, не используя печатные учебники» [2]. Если изобретатель ошибся с предсказанием сроков, то он был абсолютно прав насчет тенденций развития современного мира и его социокультурной трансформации.
3 Исследования и результаты. Эволюция информационного общества приводит к появлению новых сред существования. Реальность (физическая действительность) и виртуальность (цифровое измерение, киберпространство) рождают новое гибридное пространство, существующее на пересечении элементов первых двух [3]. Именно гибридное пространство является основной средой формирования и развития психофизиологических функций современного ребенка. При этом ребенок воспринимает существование такого пространства как данность и не рефлексирует при переходе из одной его части в другую. Например, реальная электронная игрушка домашнего питомца имеет интерактивное приложение для его кормления. Чтобы позаботиться о питомце, ребенок должен «накормить» его, используя экран гаджета. Виртуальная пища, в свою очередь, воспринимается малышом как реальный корм, поскольку игрушка физически реагирует на его получение (жует, урчит, издает довольные звуки). Виртуальное приготовление пищи, раскрашивание или конструирование дома становится привлекательнее реальных процессов. Видимая легкость при взаимодействии с виртуальной и гибридной средами приводит к изменению характера познавательной деятельности, развитию внутренних мыслительных функций и редукции внешних, диссонансу когнитивных и вербальных способностей. Специалисты отмечают увеличение количества детей с нелогопедическими формами заикания как следствие возрастающего объема визуальной информации и неспособности оперативно декодировать ее в вербальную форму в силу незрелости лингвистической системы ребенка на этапе становления речи. Возрастающий темп жизни, злоупотребление цифровыми технологиями, преобладание общения в системе «человек-машина» нарушают вербальное и эмоциональное взаимодействие ребенка с окружающей средой, с близкими и сверстниками, вызывая патологию общего недоразвития речи.

всего просмотров: 325

Оценка читателей: голосов 0

1. Edison predicts film will replace teacher, books [Электронный ресурс] // Associated Press. May 15. 1923 URL:https://virginiachronicle.com/cgi-bin/virginia?a=d&d=HR19230518.2.11&e=-en-20--1--txt-txIN- (дата обращения: 28.11.2020).

2. Smith F. J. The evolution of the motion picture: VI – Looking into the future with Thomas A. Edison [Электронный ресурс] // New York Dramatic Mirror. July 9. 1913. 24, column 3 . URL: https://quoteinvestigator.com/2012/02/15/books-obsolete/ (дата обращения: 28.11.2020).

3. Королева Н. Н., Цейтлин С. Н., Проект Ю. Л. Когнитивное и речевое развитие ребенка в условиях современного российского общества // Вестник РГПУ им. А. И. Герцена. 2013. № 4. С. 91-98.

4. Пронин М.А. Сложность человека и его излечения: виртуалистика и аретея // Инновационная сложность: сб-к/ ред. И.Н.Князева.- СПб.: Алетейя, 2016. C. 355 – 400.

5. Солдатова Г.У., Вишнева А. Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина ? [Электронный ресурс] / ФГБОУ ВО МГППУ, 2019 . URL: https://psyjournals.ru/files/108516/cpp_2019_n3_Soldatova_Vishneva.pdf (дата обращения: 11.08.2021).

6. Krcmar M. Can toddlers learn vocabulary from television? An Experimental Approach [Электронный ресурс] // Media Psychology. January. 2007. . URL: https://www.researchgate.net/publication/255659928_Can_Toddlers_Learn_Vocabulary_from_Television_An_Experimental_Approach (дата обращения: 13.08.2021).

7. Miller M. D. Minds online: Teaching effectively with technology // Harvard University Press. 2014. С. 81-104.

8. Алехин А. Н., Пульцина К. И. Влияние информационных технологий на когнитивное развитие детей [Электронный ресурс]: обзор современных исследований / РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-informatsionnyh-tehnologiy-na-kognitivnoe-razvitie-detey-obzor-sovremennyh-issledovaniy/viewer (дата обращения: 08.08.2021).

9. Ефременко Л. В., Самедова А. И. Билингвизм и особенности овладения иностранными языками у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Педагогика и психология образования. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bilingvizm-i-osobennosti-ovladeniya-inostrannymi-yazykami-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 10.08.2021).

10. Lewis H. Supporting the development of young children’s metacognition through the use of video-stimulated reflective dialogue Early Child Development and Care // 2019. V. 189. Pp. 1842 – 1858.

11. Neumann M., Herodotou C. Evaluating YouTube videos for young children // Education and Information Technologies. 2020. V. 25. Pp. 4459-4475.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх