Сравнительный анализ применения профессионального стандарта учителя в странах с высокими показателями по качеству образования

 
Код статьиS181570410019957-7-1
DOI10.54884/S181570410019957-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заместитель руководителя
Аффилиация: Департамент образования и науки города Москвы
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Заместитель руководителя
Аффилиация: Департамент образования и науки города Москвы
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Заместитель директора
Аффилиация: Корпоративный университет московского образования
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Заместитель начальника Управления оценки и сертификации
Аффилиация: Корпоративный университет московского образования
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы19-32
Аннотация

В статье представлены результаты исследования профессиональных стандартов учителей, стабильно демонстрирующих высокие показатели согласно результатам PISA, в таких странах, как Китай (Шанхай), Сингапур, Канада (Онтарио), Финляндия, Англия и Новая Зеландия. В целях поиска ответа на вопрос, что делает профессиональные стандарты действующим инструментом развития профессионального мастерства педагогов, изучались практики разработки, реализации и развития профессиональных стандартов учителя. Исследование включало анализ, сопоставление и выявление общих и уникальных особенностей профессиональных стандартов учителей стран-лидеров, а также методических материалов, рекомендаций и документов, представленных в открытом доступе на сайтах министерств (департаментов) образования и высших учебных заведений названных стран. Для изучения опыта применения профессиональных стандартов были рассмотрены аналитические отчеты, доклады, информационные бюллетени и методические материалы, опубликованные международными организациями по тематике профессиональных стандартов в образовании и профессионального развития педагогов – Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития, Национальный центр образования и экономики, McKinsey & Company, SEAMEO INNOTECH, Научно-исследовательский институт международного и сравнительного образования, экономический форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество». В результате исследования были определены характерные подходы к разработке профессиональных стандартов, позволяющих применять их как механизм для решения задач образовательной политики страны (территории); повышения статуса учителя и престижа профессии; карьерного и профессионального роста учителя; формирования системы оценки профессионального развития учителя; формирования этических норм профессии. Результаты и выводы проведенного исследования могут явиться основой для развития профессиональных стандартов в образовании и моделирования системы учительского роста.

Ключевые словапрофессиональные стандарты учителя, этический стандарт учителя, развитие профессионального мастерства, система учительского роста, карьерный рост, корпоративная культура
Получено04.05.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов31094
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В отчете McKinsey,посвященном анализу лучших систем школьного образования мира, была использована широко цитируемая впоследствии фраза: «Качество системы образования не может превышать качество ее учителей» [1]. Так, повышение качества преподавания было принято как основополагающий принцип развития образовательных систем. В фокусе внимания стран-участниц исследования PISA также находится влияние качественного преподавания на улучшение образовательных результатов детей. Как следствие, особое значение придается стандарту учителя, как документу, регулирующему профессиональную деятельность педагогов. В СМИ и профессиональном сообществе продолжаются дискуссии о роли стандартов для учителей. С одной стороны, обсуждается их необходимость, с другой – наблюдается нехватка эмпирических доказательств того, что они действительно повышают качество преподавания.
2 Вместе с тем все чаще стандарты рассматриваются как значимый фактор повышения качества преподавания и, как следствие, результатов обучения детей. Исследователи Л. Дарлинг-Хаммонд, Дж. Хэтти, Л. Ингварсон и К. Роу [2, 3, 4, 5, 6] утверждают, что повышение качества преподавания необходимо для улучшения результатов обучения. Так, ряд исследователей выявили общие черты стран с самыми высокими результатами, оказалось, что успех в PISA связан в том числе и со строгой политикой в отношении найма, развития и удержания высококвалифицированных учителей [1, 5, 7]. Повышенный интерес к обозначенным вопросам, касающимся уровня профессионализма учителей, высококачественного преподавания, а также определения его показателей и индикаторов, послужил импульсом к разработке данного исследования.
3 Результаты исследования. Профессиональный стандарт как механизм решения задач образовательной политики страны (территории).
4 Обзор профессиональных стандартов показал, что практика разработки и применения стандартов разнится от страны к стране. Например, в Финляндии стандарт учителей отсутствует как таковой, а у постоянных лидеров рейтинга PISA Шанхая и Сингапура стандарты представлены не в виде нормативного документа со сводом требований и набором компетенций, а в виде комплексных систем. В Англии и Новой Зеландии приняты профессиональные стандарты на национальном уровне, в то время как в Канаде каждая провинция самостоятельно разрабатывает стандарты в соответствии с особенностями и задачами своей территории.
5 В Шанхае, стабильно занимающем лидерские позиции в PISA, еще в 1980-х годах была разработана система учительского роста, определяющая требования к учителю, его профессиональному развитию, преподавательской деятельности и оцениванию. Принципом реформирования системы стало понимание того, что ключом к высокой успеваемости для шанхайских учеников были первоклассные учителя, организованные и поддерживаемые таким образом, чтобы побуждать их становиться лучше и лучше в своей работе. Учителя Шанхая находятся в иерархической системе профессиональных уровней, представленной в виде карьерной лестницы, состоящей из 13 уровней: начальный (11-13 уровни), средний (8-10 уровни), старший (1-7 уровни); на старшем уровне учитель может преподавать в университете (1-4 – профессор, 5-7 – доцент) [8]. По мере продвижения вверх по лестнице наращиваются требуемые компетенции, а учителя несут все большую ответственность, например, выступая в качестве наставников для других учителей. Переход с одного уровня на другой не является автоматическим, а определяется выдающейся практикой.

всего просмотров: 256

Оценка читателей: голосов 0

1. Barber, M., and Mourshed, M., How the world's best-performing schools come out on top Available at: [Электронный ресурс] // McKinsey & Company. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/public%20and.pdf (Дата обращения: 21.12.2020).

2. Darling-Hammond, L., Teacher Quality and Student Achievement: A Review of State Policy Evidence [Электронный ресурс] // ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/publication/240273279_Teacher_Quality_and_Student_Achievement_A_Review_of_State_Policy_Evidence (Дата обращения: 19.07.2021).

3. Hattie, J., Teachers Make a Difference, What is the research evidence? [Электронный ресурс] // ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/publication/252090858_Teachers_Make_a_Difference_What_is_the_research_evidence (Дата обращения: 19.07.2021).

4. Ingvarson, L., Rowe, K., Conceptualising and Evaluating Teacher Quality: Substantive and Methodological Issues [Электронный ресурс] // ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/publication/253974056_Conceptualising_and_Evaluating_Teacher_Quality_Substantive_and_Methodological_Issues (Дата обращения: 19.07.2021).

5. Ingvarson, L., Reid, K., Buckley, S., Kleinhenz, E., Masters, G., Rowley, G., Best Practice Teacher Education Programs and Australia’s Own Programs. [Электронный ресурс] // Australian Council for Educational Research. URL: https://research.acer.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1014&context=teacher_education (Дата обращения: 19.07.2021).

6. Kleinhenz, E., Ingvarson, L., Standards for Teaching; Theoretical Underpinnings and Applications [Электронный ресурс] // ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/publication/43328197_Standards_for_Teaching_Theoretical_Underpinnings_and_Applications (Дата обращения: 19.07.2021).

7. Geoff, N., Raising the professional status of teaching [Электронный ресурс] // Australian Council for Educational Research. URL: https://research.acer.edu.au/columnists/11/ (Дата обращения: 19.07.2021).

8. Call, K., Professional Teaching Standards: A Comparative Analysis of Their History, Implementation and Efficacy // Australian Journal of Teacher Education, 2018. № 43 (3). pp 93-108.

9. Камка С.В., Модель учительского роста на муниципальном уровне [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/334131122 (Дата обращения: 21.12.2020).

10. Sachs, J., Teacher Professional Standards: A Policy Strategy to Control, Regulate or Enhance the Teaching Profession? [Электронный ресурс] // ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/publication/227035651_Teacher_Professional_Standards_A_Policy_Strategy_to_Control_Regulate_or_Enhance_the_Teaching_Profession (Дата обращения: 19.07.2021).

11. Our Code, Our Standards [Электронный ресурс] // Teaching Council of Aotearoa New Zealand. URL: https://teachingcouncil.nz/assets/Files/Code-and-Standards/Our-Code-Our-Standards-Nga-Tikanga-Matatika-Nga-Paerewa.pdf (Дата обращения: 20.05.2021).

12. Sykes, G., Plastrik, P. Standard setting as educational reform [Электронный ресурс] // Education Resources Information Center. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED358068.pdf (Дата обращения: 19.07.2021).

13. Tuinamuana, K., Teacher Professional Standards, Accountability, and Ideology: Alternative Discourse [Электронный ресурс] // Education Resources Information Center. URL: https://ro.ecu.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1660&context=ajte (Дата обращения: 19.07.2021).

14. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности [Электронный ресурс] НИУ ВШЭ. URL: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/385631158.pdf (Дата обращения: 21.05.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх