Systemic mechanisms for improving the quality of professional growth models for heads of educational organizations

 
PIIS181570410019928-5-1
DOI10.54884/S181570410019928-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of laboratory
Affiliation: Branch of FSBSI «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» in St. Petersburg
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Chief Researcher, Professor of the Department of Mathematics and Engineering Graphics of the Military Academy of Communications
Affiliation: FSBSI «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» in St. Petersburg
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: FSBSI «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» in St. Petersburg
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (70)
Pages33-42
Abstract

The article is devoted to consideration of mechanisms for improving professional growth and enhancing the effectiveness of educational organizations leaders, among which are certification, monitoring effectiveness of educational organizations leaders, system of in-service training aimed at solving professional problems and needs of this contingent, including a set of effective models. The necessity of introducing the target model for certification of leaders, the goals and objectives of monitoring and its potential in ensuring the quality and efficiency of management personnel are substantiated. The role and possibilities of in-service training system in improving the "innovative potential"  an educational organization leaders are analyzed. Specific examples of models for the development of leaders' qualifications (including a personalized model, cascade or facet models, a horizontal learning model) are given.

Keywordscertification of educational organizations heads, monitoring effectiveness of educational organizations heads, in-service training of educational organizations heads, models of in-service training
Received29.04.2022
Publication date02.06.2022
Number of characters16219
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Одним из ключевых вопросов системы повышения квалификации как педагогов, так и руководителей образовательных организаций является разработка системы результативных механизмов, ориентированных на формирование и развитие профессиональных компетенций и профессионально важных (надпрофессиональных) качеств личности.
2 Руководитель образовательной организации не может быть эффективным вне сплотившейся вокруг него команды единомышленников, лидером которой он должен быть. Формирование и развитие лидерских качеств руководителя, которые выводят образовательную организацию на новый, более высокий, имиджевый уровень, актуализирует проблему всесторонней оценки всего спектра его профессиональной деятельности и свойств личности [1].
3 Цель статьи – рассмотреть системные механизмы, которые приводят к профессиональному и личностному росту руководителей образовательных организаций, среди которых процедура аттестации, мониторинг и практика организации системы повышения квалификации.
4 Материалы и методы. В процессе работы над статьей использовался прежде всего анализ педагогической литературы по проблемам профессиональной компетентности работников сферы образования, организации подготовки и повышения квалификации управленческих кадров. В качестве правовых основ исследования выступали федеральные и региональные документы, в которых отражены основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, а также практика организации подготовки и повышения квалификации педагогических работников в различных регионах Российской Федерации. Методологическую основу результатов, представленных в статье, составили аналитические документы по результатам аттестации и региональных мониторинговых исследований эффективности деятельности руководителей образовательных организаций.
5 Продуктивно использован контент-анализ региональных моделей повышения квалификации руководителей образовательных организаций, представленных на сайтах институтов развития образования, Академий постдипломного образования (Санкт-Петербург, Липецкая область, Томбовская область, Хабаровский край, Ямало-Ненецкий АО, Челябинская область, Нижегородская область, Республика Саха (Якутия) с целью выявления позитивного опыта организации системы повышения квалификации руководителей образовательных организаций.
6 Результаты. Необходимость повышения качества подготовки и повышения квалификации руководящих кадров образовательных организаций, как лиц, ответственных за выполнение целого комплекса социально-образовательных задач – от хозяйственно-бытовых до требующих компетенций в области научных основ управления образовательной организацией, учебным процессом, кадровым составом, – отражена в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 31.12. 2019 № 3273-р, где изложены основные принципы Национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, а также в Распоряжении Минпросвещения России от 31.05.2021 № Р-117 об утверждении «Концепции целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций» [2, 3]. В документах подчеркивается необходимость стандартизации подходов к процедуре аттестации руководителей общеобразовательных организаций и повышения ее эффективности и, на этой основе, создания механизмов прогрессивного отбора эффективных управленческих кадров и формирования кадрового резерва [2, 3].

views: 298

Readers community rating: votes 0

1. Monakhova L.Yu., Maron A.E., Koroleva E.G. Fasilitatsiya kak model' povysheniya kvalifikatsii rukovoditelej obrazovatel'noj organizatsii // Nepreryvnoe obrazovanie pedagogov: dostizheniya, problemy, perspektivy: sbornik IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 04.11.2021 / M-vo obrazovaniya Resp. Belarus'. Minsk : APO, 2021. S. 377-383.

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.12. 2019. № 3273-r «Ob utverzhdenii osnovnykh printsipov natsional'noj sistemy professional'nogo rosta pedagogicheskikh rabotnikov RF, vklyuchaya natsional'nuyu sistemu uchitel'skogo rosta». [Ehlektronnyj resurs]. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73284005/. (data obrascheniya: 07.12.2021).

3. Ministerstvo prosvescheniya Rossijskoj Federatsii. Rasporyazhenie № r-117 ob utverzhdenii kontseptsii tselevoj modeli attestatsii rukovoditelej obscheobrazovatel'nykh organizatsij. 31.05.2021. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-minprosveshcheniia-rossii-ot-31052021-n-r-117/rasporiazhenie/. (data obrascheniya: 15.12.2021).

4. Analiticheskaya spravka o provedenii monitoringovogo issledovaniya ehffektivnosti rukovoditelej obrazovatel'nykh uchrezhdenij, nakhodyaschikhsya v vedenii Komiteta po obrazovaniyu i administratsij rajonov Sankt-Peterburga. SPb., 2019 [Ehlektronnyj resurs].URL: http://k-obr.spb.ru/media/uploads/userfiles/2020/08/11/.pdf. (data obrascheniya: 11.12.2021).

5. Kabanova N. I. Prezentatsiya modeli attestatsii rukovoditelej obscheobrazovatel'nykh organizatsij, razrabotannoj v ramkakh realizatsii federal'nogo proekta «Uchitel' buduschego» natsional'nogo proekta «Obrazovanie» i rezul'taty ee aprobatsii v Respublike Adygeya). 2019-2020 gg. [Ehlektronnyj resurs]. URL:http://ca01.ru/wpcontent/uploads/2020/08/.pdf. (data obrascheniya: 06.12.2021).

6. Rezul'taty 2-go ehtapa aprobatsii modeli attestatsii rukovoditelej obscheobrazovatel'nykh organizatsij. Proekt: «Razrabotka modeli attestatsii rukovoditelej obscheobrazovatel'nykh organizatsij s ispol'zovaniem otsenochnykh sredstv, pozvolyayuschikh vyyavit' uroven' upravlencheskikh kompetentsij rukovoditelej obscheobrazovatel'nykh organizatsij». Krasnoyarskij kraj. Moskva. 2020. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://goo.su/an8Gvl .

7. Regional'nye instrumenty upravleniya kachestvom obrazovaniya: monitoring ehffektivnosti rukovoditelej obrazovatel'nykh organizatsij / pod obschej red. S.V. Tarasova. SPb.: LOIRO, 2019. 44 s.

8. Rasporyazhenie ministerstva obrazovaniya i nauki Samarskoj oblasti ot 29.03.2021 № 309-r. Ob utverzhdenii kontseptsii sistemy monitoringa ehffektivnosti rukovoditelej obrazovatel'nykh organizatsij v Samarskoj oblasti. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://educat.samregion.ru/activity/regionalnye-instrumenty-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya/mehanizmy-upravleniya-kachestvom-obrazovatelnoj-deyatelnosti/sistema-monitoringa-effektivnosti-rukovoditelej-vseh-obrazovatelnyh-organizaczij-regiona/. (data obrascheniya: 11.12.2021).

9. Institut razvitiya obrazovaniya Respubliki Bashkortostan. Sistema monitoringa ehffektivnosti rukovoditelej vsekh obrazovatel'nykh organizatsij regiona. [Ehlektronnyj resurs]. URL:https://irorb.ru/monitoring-kachestva-obrazovaniya/sistema-monitoringa-effektivnosti-rukovoditelej-vseh-oo-regiona/. (data obrascheniya: 25.12.2021).

10. Regional'nye instrumenty upravleniya kachestvom obrazovaniya: sistema metodicheskoj raboty / pod nauch. red. S.V. Tarasova. SPb.: LOIRO, 2019. 40 c.

11. Regional'naya model' metodicheskoj podderzhki munitsipal'nykh obrazovatel'nykh sistem, obrazovatel'nykh organizatsij v khode realizatsii meropriyatiya 21 «Povyshenie kachestva obrazovaniya v shkolakh s nizkimi rezul'tatami obucheniya i v shkolakh, funktsioniruyuschikh v neblagopriyatnykh sotsial'nykh usloviyakh, putem realizatsii regional'nykh proektov i rasprostraneniya ikh rezul'tatov» gosudarstvennoj programmy Lipetskoj oblasti «Razvitie obrazovaniya Lipetskoj oblasti» / sost. O.V. Sozontova. Lipetsk: GAUDPO LO «IRO», 2019. 50 s.

12. Kontseptsiya razvitiya sistemy nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskikh rabotnikov i upravlencheskikh kadrov sfery obrazovaniya Tambovskoj oblasti na period do 2024 goda. Tambov 2021. [Ehlektronnyj resurs].URL:https://ipk.68edu.ru/images/stories/2021/kontceptciia/kontceptciia.pdf. (data obrascheniya: 23.12.2021).

13. Kuznetsova A.G. Komandnaya kaskadno-setevaya model' podgotovki rabotnikov obrazovaniya //Uchenye zapiski IUO RAO. 2020. №2. S.12-18.

14. Kaskadnaya model' organizatsii konsul'tatsionnogo i t'yutorskogo soprovozhdeniya povysheniya professional'noj kompetentnosti pedagogov shkol, kotorym okazyvaetsya podderzhka v ramkakh meropriyatij, napravlennykh na povyshenie kachestva obrazovaniya v shkolakh s nizkimi rezul'tatami obucheniya i shkolakh, funktsioniruyuschikh v neblagopriyatnykh sotsial'nykh usloviyakh. Prakticheskoe posobie. Chelyabinsk.: ChIPPKRO, 2020. [Ehlektronnyj resurs]. URL:https://ipk74.ru/upload/documents/2020-08-18-kaskad-model.pdf. (data obrascheniya: 05.10.2021).

15. Prikaz Ministerstva obrazovaniya, nauki i molodezhnoj politiki «Ob utverzhdenii Polozheniya o sozdanii i funktsionirovanii regional'noj sistemy nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskikh rabotnikov i upravlencheskikh kadrov Nizhegorodskoj oblasti» ot 22.07.21 № 316-01-6301806/21.[Ehlektronnyj resurs]. URL: https://arz.unn.ru/files/cpm/202108_316-01-63-1806_21.pdf. (data obrascheniya: 13.12.2021).

16. Fasetochnaya i kaskadnaya modeli sistemy povysheniya kvalifikatsii. [Ehlektronnyj resurs].https://pandia.ru/text/82/152/69620.php. (data obrascheniya: 05.12.2021).

17. Ivanov M.A., Ershova N.V. Gorizontal'noe obuchenie rukovoditelej obrazovatel'nykh organizatsij kak sredstvo povysheniya ikh ehffektivnosti // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021.№ 71-1. S.137-140.

18. Maron A.E., Koroleva E.G., Chaiko I.L. Updating the content of the training of specialists of management bodies to the evaluation of the quality of education. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. V. 316 International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019), 55-59.

Система Orphus

Loading...
Up