Системные механизмы повышения качества моделей профессионального роста руководителей образовательных организаций

 
Код статьиS181570410019928-5-1
DOI10.54884/S181570410019928-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий лабораторией
Аффилиация: Филиал ФГБНУ "Институт управления образованием Российской академии образования" в г. Санкт-Петербурге
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Главный научный сотрудник, профессор кафедры математики и инженерной графики Военной академии связи
Аффилиация: Филиал ФГБНУ "Институт управления образованием Российской академии образования" в г. Санкт-Петербурге
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Филиал ФГБНУ "Институт управления образованием Российской академии образования" в г. Санкт-Петербурге
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы33-42
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению механизмов совершенствования профессионального роста и повышения эффективности руководителей образовательных организаций, в числе которых аттестация, мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций, система повышения квалификации, направленная на решение профессиональных проблем и запросов данного контингента, включающая набор эффективных моделей. Обосновываются необходимость внедрения целевой модели аттестации руководителей как средства формирования единой кадровой политики, цели, задачи мониторинга и его потенциал в обеспечении качества и эффективности управленческих кадров. Анализируются роль и возможности системы повышения квалификации в развитии «инновационного потенциала» руководителя образовательной организации. Приводятся конкретные примеры моделей повышения квалификации руководителей (в числе которых персонифицированная модель, каскадная или фасеточная модели, модель горизонтального обучения).

Ключевые словааттестация руководителей образовательных организаций, мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций, повышение квалификации руководителей образовательных организаций, модели повышения квалификации
Получено29.04.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов16219
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Одним из ключевых вопросов системы повышения квалификации как педагогов, так и руководителей образовательных организаций является разработка системы результативных механизмов, ориентированных на формирование и развитие профессиональных компетенций и профессионально важных (надпрофессиональных) качеств личности.
2 Руководитель образовательной организации не может быть эффективным вне сплотившейся вокруг него команды единомышленников, лидером которой он должен быть. Формирование и развитие лидерских качеств руководителя, которые выводят образовательную организацию на новый, более высокий, имиджевый уровень, актуализирует проблему всесторонней оценки всего спектра его профессиональной деятельности и свойств личности [1].
3 Цель статьи – рассмотреть системные механизмы, которые приводят к профессиональному и личностному росту руководителей образовательных организаций, среди которых процедура аттестации, мониторинг и практика организации системы повышения квалификации.
4 Материалы и методы. В процессе работы над статьей использовался прежде всего анализ педагогической литературы по проблемам профессиональной компетентности работников сферы образования, организации подготовки и повышения квалификации управленческих кадров. В качестве правовых основ исследования выступали федеральные и региональные документы, в которых отражены основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, а также практика организации подготовки и повышения квалификации педагогических работников в различных регионах Российской Федерации. Методологическую основу результатов, представленных в статье, составили аналитические документы по результатам аттестации и региональных мониторинговых исследований эффективности деятельности руководителей образовательных организаций.
5 Продуктивно использован контент-анализ региональных моделей повышения квалификации руководителей образовательных организаций, представленных на сайтах институтов развития образования, Академий постдипломного образования (Санкт-Петербург, Липецкая область, Томбовская область, Хабаровский край, Ямало-Ненецкий АО, Челябинская область, Нижегородская область, Республика Саха (Якутия) с целью выявления позитивного опыта организации системы повышения квалификации руководителей образовательных организаций.
6 Результаты. Необходимость повышения качества подготовки и повышения квалификации руководящих кадров образовательных организаций, как лиц, ответственных за выполнение целого комплекса социально-образовательных задач – от хозяйственно-бытовых до требующих компетенций в области научных основ управления образовательной организацией, учебным процессом, кадровым составом, – отражена в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 31.12. 2019 № 3273-р, где изложены основные принципы Национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, а также в Распоряжении Минпросвещения России от 31.05.2021 № Р-117 об утверждении «Концепции целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций» [2, 3]. В документах подчеркивается необходимость стандартизации подходов к процедуре аттестации руководителей общеобразовательных организаций и повышения ее эффективности и, на этой основе, создания механизмов прогрессивного отбора эффективных управленческих кадров и формирования кадрового резерва [2, 3].

всего просмотров: 262

Оценка читателей: голосов 0

1. Монахова Л.Ю., Марон А.Е., Королева Е.Г. Фасилитация как модель повышения квалификации руководителей образовательной организации // Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы: сборник IV Международной научно-практической конференции 04.11.2021 / М-во образования Респ. Беларусь. Минск : АПО, 2021. С. 377-383.

2. Распоряжение Правительства РФ от 31.12. 2019. № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста». [Электронный ресурс]. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73284005/. (дата обращения: 07.12.2021).

3. Министерство просвещения Российской Федерации. Распоряжение № р-117 об утверждении концепции целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций. 31.05.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-minprosveshcheniia-rossii-ot-31052021-n-r-117/rasporiazhenie/. (дата обращения: 15.12.2021).

4. Аналитическая справка о проведении мониторингового исследования эффективности руководителей образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга. СПб., 2019 [Электронный ресурс].URL: http://k-obr.spb.ru/media/uploads/userfiles/2020/08/11/.pdf. (дата обращения: 11.12.2021).

5. Кабанова Н. И. Презентация модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций, разработанной в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» и результаты ее апробации в Республике Адыгея). 2019-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL:http://ca01.ru/wpcontent/uploads/2020/08/.pdf. (дата обращения: 06.12.2021).

6. Результаты 2-го этапа апробации модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций. Проект: «Разработка модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций с использованием оценочных средств, позволяющих выявить уровень управленческих компетенций руководителей общеобразовательных организаций». Красноярский край. Москва. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/an8Gvl .

7. Региональные инструменты управления качеством образования: мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций / под общей ред. С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2019. 44 с.

8. Распоряжение министерства образования и науки Самарской области от 29.03.2021 № 309-р. Об утверждении концепции системы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций в Самарской области. [Электронный ресурс]. URL: https://educat.samregion.ru/activity/regionalnye-instrumenty-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya/mehanizmy-upravleniya-kachestvom-obrazovatelnoj-deyatelnosti/sistema-monitoringa-effektivnosti-rukovoditelej-vseh-obrazovatelnyh-organizaczij-regiona/. (дата обращения: 11.12.2021).

9. Институт развития образования Республики Башкортостан. Система мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций региона. [Электронный ресурс]. URL:https://irorb.ru/monitoring-kachestva-obrazovaniya/sistema-monitoringa-effektivnosti-rukovoditelej-vseh-oo-regiona/. (дата обращения: 25.12.2021).

10. Региональные инструменты управления качеством образования: система методической работы / под науч. ред. С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2019. 40 c.

11. Региональная модель методической поддержки муниципальных образовательных систем, образовательных организаций в ходе реализации мероприятия 21 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов» государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области» / сост. О.В. Созонтова. Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. 50 с.

12. Концепция развития системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров сферы образования Тамбовской области на период до 2024 года. Тамбов 2021. [Электронный ресурс].URL:https://ipk.68edu.ru/images/stories/2021/kontceptciia/kontceptciia.pdf. (дата обращения: 23.12.2021).

13. Кузнецова А.Г. Командная каскадно-сетевая модель подготовки работников образования //Ученые записки ИУО РАО. 2020. №2. С.12-18.

14. Каскадная модель организации консультационного и тьюторского сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов школ, которым оказывается поддержка в рамках мероприятий, направленных на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Практическое пособие. Челябинск.: ЧИППКРО, 2020. [Электронный ресурс]. URL:https://ipk74.ru/upload/documents/2020-08-18-kaskad-model.pdf. (дата обращения: 05.10.2021).

15. Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики «Об утверждении Положения о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Нижегородской области» от 22.07.21 № 316-01-6301806/21.[Электронный ресурс]. URL: https://arz.unn.ru/files/cpm/202108_316-01-63-1806_21.pdf. (дата обращения: 13.12.2021).

16. Фасеточная и каскадная модели системы повышения квалификации. [Электронный ресурс].https://pandia.ru/text/82/152/69620.php. (дата обращения: 05.12.2021).

17. Иванов М.А., Ершова Н.В. Горизонтальное обучение руководителей образовательных организаций как средство повышения их эффективности // Проблемы современного педагогического образования. 2021.№ 71-1. С.137-140.

18. Maron А.Е., Koroleva E.G., Chaiko I.L. Updating the content of the training of specialists of management bodies to the evaluation of the quality of education. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. V. 316 International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019), 55-59.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх