Муниципальная управленческая команда в системе методического сопровождения школ с низкими образовательными результатами

 
Код статьиS181570410019920-7-1
DOI10.54884/S181570410019920-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ректор, доцент кафедры управления человеческими ресурсами
Аффилиация: ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования»
Адрес: Российская Федерация, Рязань
Должность: Профессор кафедры педагогики и менеджмента в образовании
Аффилиация: Рязанский университет имени С.А. Есенина
Адрес: Российская Федерация, Рязань
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы53-63
Аннотация

В статье исследуются возможности взаимодействия муниципальной и школьной управленческих команд в решении актуальных вопросов повышения качества школьного образования на примере реализации региональных и федеральных проектов по преодолению низких образовательных результатов. На основе факторов риска был впервые разработан ряд показателей для мониторинга результативности реализации проектов. Принцип гармонизации систем управления, реализация муниципальной командой мероприятий на всех этапах полного управленческого цикла, корреляция и взаимное дополнение деятельности управленческих команд по повышению образовательных результатов определены как условия достижения муниципальной системой образования показателей эффективности, закреплённых в стратегических и концептуальных документах. Результатом проведённого исследования стало внесение изменений в методологию и технологию реализации федеральных и региональных проектов перевода школ Рязанской области в эффективный режим работы, учёт изменений в реализации соответствующих концепций и программ развития.

Ключевые словашколы с низкими образовательными результатами, методическое сопровождение, повышение эффективности управленческой деятельности
Получено29.04.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов27705
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В настоящее время перед Россией стоит задача вхождения в число стран с лучшим качеством общего образования в мире. Её выполнение в значительной степени зависит от качества процессов управления на всех уровнях. «Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров», формирующая образ взаимодействия управленческих команд, определяет данную систему как «совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечивающих сопровождение педагогов и управленческих кадров …» [1, с. 58]. Данная концепция инициирует процессы включения муниципальных управленческих команд в масштабную и разноплановую деятельность, в результате которой совершенствуются организационно-педагогические условия, образовательные процессы и достигается стабильный рост качества образовательных результатов в школах.
2 Муниципальная управленческая команда – это организованный коллектив руководителей – специалистов муниципального органа управления образованием и муниципальной методической службы, – объединённый целью повышения качества образовательных результатов, формирования и совершенствования муниципальных образовательных систем и управленческих механизмов, создания условий работы подведомственных организаций, координацию и сопровождение их деятельности по решению федеральных, региональных и муниципальных задач.
3 С позиции синергетического подхода муниципальное и школьное образовательное пространство рассматриваются как открытые самоорганизующиеся социальные системы, в которых качество и интенсивность их взаимодействия определяют уровень их собственного развития. Как утверждают педагоги-ученые Е. Н. Князева и С. П. Курдюмова, «управление теряет характер слепого вмешательства методом проб и ошибок или же упрямого насилования реальности, опасных действий против собственных тенденций систем и строится на основе знания того, что вообще возможно на данной среде. Управление начинает основываться на соединении вмешательства человека с существом внутренних тенденций развивающихся систем» [2, с. 20]. Интерпретируя слова М. А. Фёдоровой о том, что «замкнутость, закрытость ведут к гибели программы» (образовательной) [3, c. 30], С. Д Якушева отмечает, что «замкнутость системы способна рождать такой тип устойчивости, который может препятствовать её развитию или даже привести к эволюционному тупику» [4, c. 39]. Методологическая ценность её позиции состоит в том, что «системе нельзя навязывать то, что вступает в противоречие с её внутренним содержанием и логикой развёртывания её внутренних процессов. Эффективное управление системой возможно при осознании тенденций её развития и осуществлении на систему и её элементы резонансного воздействия, при котором внешнее влияние согласуется (гармонично сопряжено) с внутренними свойствами системы» [4, c. 39]. При этом сегодня федеральный уровень управления активно создаёт условия для развития многоуровневой системы посредством выявления и использования тех мероприятий, которые имеют определённую степень резонансного влияния на неё. Так, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт оценки качества образования» (ФГБУ ФИОКО) предложил образовательному сообществу единые подходы к оценке управленческих механизмов повышения качества образовательных результатов. Они были закреплены в «Методических рекомендациях по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия» [10]. Единая структура управленческого цикла, примерные показатели работы органов управления образованием выступают в качестве факторов воздействия на муниципальный и институциональный уровни управления.

всего просмотров: 266

Оценка читателей: голосов 0

1. Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (утверждена распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № Р-76).

2. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. №12. С. 3-20.

3. Фёдорова М. А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2004. 170 с.

4. Якушева С. Д. Синергетический подход в развитии профессионально-педагогического инжиниринга организации общего образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. №10. С. 33-44.

5. Пинская М. А., Косарецкий С. Г., Фрумин И. Д. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах // Вопросы образования. 2011. №4. С. 148-177.

6. Я – эффективный директор: как разработать и реализовать программу улучшения образовательных результатов учащихся школы: учеб.-методич. пособие / [сост. Н. В. Бысик и др.]. М.: Университетская книга, 2018. 112 с.

7. Кашаев А. А. Основные принципы формирования современных систем управления качеством образования на региональном, муниципальном и школьном уровнях // Современное образование: наука и практика. 2020. №2(15). С. 3-5.

8. Кашаев А. А., Петренко А. А. Методическая работа как фактор управления качеством образования: учеб. пособие. М.: Русайнс, 2021. 150 с.

9. Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/SW5Mv (дата обращения: 06.02.2022).

10. Методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/VCMrz (дата обращения: 03.02.2022).

11. Кашаев А. А., Петренко А. А. Управленческая модель научно-методического сопровождения развития региональной системы оценки качества образования // Психолого-педагогический поиск. 2021. №2(58). С. 58-68. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46303714_45263039.pdf (дата обращения: 05.02.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх