Контент-анализа образовательных программ повышения квалификации управленческих кадров

 
Код статьиS181570410019630-8-1
DOI10.54884/S181570410019630-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы142-147
Аннотация

В статье представлены результаты исследования программ повышения квалификации для управленческих кадров в сфере образования в 12 регионах Российской Федерации. Особое внимание уделено тематике программ и наличию дифференциации содержания программ в зависимости от особенностей целевой аудитории: уровня управления, типа образовательной организации, управленческого опыта слушателей. Выявлено наличие небольшого числа программ, имеющих вариативную часть, при этом вариативные модули чаще всего позволяют учитывать индивидуальные профессиональные интересы (или дефициты) слушателей. Показано, что содержание программ чаще всего отражает трудовые функции руководителя по администрированию деятельности образовательной организации и по управлению образовательной деятельностью в образовательной организации, а также нормативно-правовое регулирование деятельности образовательной организации.

Ключевые словаповышение квалификации, руководитель образовательной организации, дифференциация повышения квалификации, управленческие кадры
Получено08.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов12454
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Основная ответственность за реализацию государственной политики в сфере образования сегодня лежит на руководителе образовательной организации. Директор школы не может обойтись без знаний в области юриспруденции, экономики, бухгалтерского и кадрового учета, менеджмента организации, управления персоналом, делопроизводства, социальной и общей психологии, педагогики, ИКТ. Деятельность руководителя охватывает не только все направления организационно-функционального развития современной школы (образовательное, воспитательное, правовое, финансовое, административно-хозяйственное и т.д.), но и обеспечивает их регулирование с точки зрения процессов целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля. Руководитель должен быстро адаптироваться к постоянным изменениям в обществе, иметь креативное мышление [1, 2]. Таким образом, современный руководитель образовательной организации является лидером, определяющим цели, стратегию развития образовательной организации, формирующим имидж и конкурентоспособность в образовательном пространстве [3].
2 Поддержка профессионального развития руководителей образовательных организаций сегодня включает компенсацию дефицитов профессиональных компетенций, сопровождение профессиональной карьеры руководителя, образовательный консалтинг и профессиональное развитие в центрах независимой оценки и сертификации квалификации педагогических работников и руководителей общеобразовательных организаций [4]. В современных условиях наблюдается потребность в том, чтобы в системе повышения квалификации руководителей образовательных учреждений учитывать как их профессиональный статус (уровень образования, уровень управления, тип и особенности образовательной организации и пр.), так и личные и профессиональные интересы и дефициты. Большой выбор программ повышения квалификации в различных форматах создает условия для учета всех возможных потребностей руководителей. Но насколько эффективно используется дифференциация для эффективного обучения руководителей разных уровней управления в сфере образования? Какая тематика программ наиболее популярна? Наше исследование посвящено ответам на эти вопросы.
3 Ориентиром для разработки программ повышения квалификации или переподготовки для руководителей школ, дошкольных организаций или управленческого резерва являются стандарты. На настоящий момент разработчики программ используют различные основания, в частности, различные варианты проекта профессионального стандарта “Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)”. В данном исследовании мы ориентировались на проект профстандарта, разработанный ФГБНУ «ИУО РАО» [5]. Другим наиболее популярным основанием для разработки программ является Единый квалификационный справочник: раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в «Квалификационных характеристиках должностей работников образования», утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н (ред. от 09.04.2018) [6]. Этот справочник описывает основные обязанности, знания и квалификационные требования к должностям работников в сфере образования, в соответствии с ним определяются требования к кандидатам на должность, разрабатываются инструкции, выявляются потребности в профессиональном развитии и проведении аттестации.

всего просмотров: 289

Оценка читателей: голосов 0

1. Морозов А.В. Профессиональная подготовка руководителей системы образования с использованием современных цифровых технологий // Человек и образование. – 2018. – №4 (57). – С.105-110.

2. Морозов А.В. Креативность как основа инновационной активности и профессионализма современного руководителя // Психология в экономике и управлении. – 2014. – № 1. – С. 125-129.

3. Федорчук Ю.М., Кузнецов А.Н., Гордашникова О.Ю. Требования к директору школы: опыт разработки профессионального стандарта руководителя: моногр. – М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2021. – 224 с.

4. Федорчук Ю.М., Полянинова Ю.В., Чекулаева Ю.А. Организационные формы и технологии осуществления поддержки профессионального развития руководителей образовательных организаций // Человек и образование. – 2017. – №1 (50). – С.30-34.

5. Проект профессионального стандарта «Руководитель общеобразовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией), ФГБНУ «ИУО РАО» [Электронный ресурс] // URL: https://ps.iuorao.ru/ (дата обращения: 24.05.2021)

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" [Электронный ресурс]// URL: http://base.garant.ru/199499/ (дата обращения: 28.05.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх