Content analysis of training programs for professional development of heads of educational organizations

 
PIIS181570410019630-8-1
DOI10.54884/S181570410019630-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading researcher
Affiliation: The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
Address: Russian Federation, St Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages142-147
Abstract

The article presents the results of a study of in-service training programs for managers in the field of education in 12 regions of the Russian Federation. Special attention is paid to the subject matters of the programs and whether the content of the programs differs according to the characteristics of the target audience: level of management, type of educational organization, management experience. A small number of programs have been identified as having a variable part, and the variation modules are more likely to accommodate individual professional interests (or deficits) of trainees. The content of the programs most often reflects the work of the manager in the administration of the educational organization and in the management of educational activities, as well as the regulations governing the activities of educational organizations.

Keywordsin-service training, head of educational organization, differentiation of in-service training, management personnel
Received08.04.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters12454
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Основная ответственность за реализацию государственной политики в сфере образования сегодня лежит на руководителе образовательной организации. Директор школы не может обойтись без знаний в области юриспруденции, экономики, бухгалтерского и кадрового учета, менеджмента организации, управления персоналом, делопроизводства, социальной и общей психологии, педагогики, ИКТ. Деятельность руководителя охватывает не только все направления организационно-функционального развития современной школы (образовательное, воспитательное, правовое, финансовое, административно-хозяйственное и т.д.), но и обеспечивает их регулирование с точки зрения процессов целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля. Руководитель должен быстро адаптироваться к постоянным изменениям в обществе, иметь креативное мышление [1, 2]. Таким образом, современный руководитель образовательной организации является лидером, определяющим цели, стратегию развития образовательной организации, формирующим имидж и конкурентоспособность в образовательном пространстве [3].
2 Поддержка профессионального развития руководителей образовательных организаций сегодня включает компенсацию дефицитов профессиональных компетенций, сопровождение профессиональной карьеры руководителя, образовательный консалтинг и профессиональное развитие в центрах независимой оценки и сертификации квалификации педагогических работников и руководителей общеобразовательных организаций [4]. В современных условиях наблюдается потребность в том, чтобы в системе повышения квалификации руководителей образовательных учреждений учитывать как их профессиональный статус (уровень образования, уровень управления, тип и особенности образовательной организации и пр.), так и личные и профессиональные интересы и дефициты. Большой выбор программ повышения квалификации в различных форматах создает условия для учета всех возможных потребностей руководителей. Но насколько эффективно используется дифференциация для эффективного обучения руководителей разных уровней управления в сфере образования? Какая тематика программ наиболее популярна? Наше исследование посвящено ответам на эти вопросы.
3 Ориентиром для разработки программ повышения квалификации или переподготовки для руководителей школ, дошкольных организаций или управленческого резерва являются стандарты. На настоящий момент разработчики программ используют различные основания, в частности, различные варианты проекта профессионального стандарта “Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)”. В данном исследовании мы ориентировались на проект профстандарта, разработанный ФГБНУ «ИУО РАО» [5]. Другим наиболее популярным основанием для разработки программ является Единый квалификационный справочник: раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в «Квалификационных характеристиках должностей работников образования», утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н (ред. от 09.04.2018) [6]. Этот справочник описывает основные обязанности, знания и квалификационные требования к должностям работников в сфере образования, в соответствии с ним определяются требования к кандидатам на должность, разрабатываются инструкции, выявляются потребности в профессиональном развитии и проведении аттестации.

views: 313

Readers community rating: votes 0

1. Morozov A.V. Professional'naya podgotovka rukovoditelej sistemy obrazovaniya s ispol'zovaniem sovremennykh tsifrovykh tekhnologij // Chelovek i obrazovanie. – 2018. – №4 (57). – S.105-110.

2. Morozov A.V. Kreativnost' kak osnova innovatsionnoj aktivnosti i professionalizma sovremennogo rukovoditelya // Psikhologiya v ehkonomike i upravlenii. – 2014. – № 1. – S. 125-129.

3. Fedorchuk Yu.M., Kuznetsov A.N., Gordashnikova O.Yu. Trebovaniya k direktoru shkoly: opyt razrabotki professional'nogo standarta rukovoditelya: monogr. – M.: FGBNU «IUO RAO», 2021. – 224 s.

4. Fedorchuk Yu.M., Polyaninova Yu.V., Chekulaeva Yu.A. Organizatsionnye formy i tekhnologii osuschestvleniya podderzhki professional'nogo razvitiya rukovoditelej obrazovatel'nykh organizatsij // Chelovek i obrazovanie. – 2017. – №1 (50). – S.30-34.

5. Proekt professional'nogo standarta «Rukovoditel' obscheobrazovatel'noj organizatsii (upravlenie doshkol'noj obrazovatel'noj organizatsiej i obscheobrazovatel'noj organizatsiej), FGBNU «IUO RAO» [Ehlektronnyj resurs] // URL: https://ps.iuorao.ru/ (data obrascheniya: 24.05.2021)

6. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya RF ot 26 avgusta 2010 g. № 761n "Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikatsionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, spetsialistov i sluzhaschikh, razdel "Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovaniya" [Ehlektronnyj resurs]// URL: http://base.garant.ru/199499/ (data obrascheniya: 28.05.2021).

Система Orphus

Loading...
Up