Developing Soft Skills as Condition for Personal Professional Growth of Teachers of Secondary Vocational Education System

 
PIIS181570410019629-6-1
DOI10.54884/S181570410019629-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Leningrad Regional Institute of Education Development
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Occupation: Teacher
Affiliation: Kirishi politechnic college
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Occupation: Associate Professor Of Department of Vocational Education
Affiliation:
State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
Leningrad Regional Institute for the Development of Education
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages137-141
Abstract

The article discusses the importance of developing soft skills for personal growth and professional development of secondary vocational education teachers.Based on the analysis of the results of monitoring studies, the need to transform the approaches for training teachers of the regional secondary vocational education system is confirmed for organizing effective work and fruitful interaction of all subjects of educational relations.

Keywordssoft skills, professional competence, development, monitoring study, secondary vocational education, transformation.
Received08.04.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters12814
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Приоритетным направлением, заявленным в национальном проекте «Образование» 2019-2024 гг., является создание условий для непрерывного профессионального совершенствования педагогов. Также в федеральном проекте «Учитель будущего» указано на необходимость внедрения к 2024 году национальной системы профессионального роста педагогических работников. В рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» обозначены модели обучения по программам дополнительного профессионального образования для взрослых [6]. Одним из основных вопросов повышения квалификации работников системы образования, как было указано на заседании коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 23.10.2020 г., станет формирование нового набора компетенций педагогов [7].
2 Сегодня уже становится очевидным, что компетентность педагога не сводится только к знанию психологии и владению содержанием и методикой преподавания своей дисциплины. На первый план выступают личностные умения, которые позволяют педагогу выстраивать эффективное взаимодействие со всеми субъектами образовательных отношений, а в итоге – улучшать качество образования. Унифицированного термина для обозначения таких умений в области педагогики пока не существует. Их называют надпрофессиональными, ключевыми, метапредметными или универсальными компетентностями, навыками будущего или гибкими навыками, социальным интеллектом, мягкими компетенциями, софтовыми умениями или софтскиллс [1].
3 Уточним, что в данной статье нами будет использован для раскрытия темы термин софтовые умения. Анализ литературы показывает, что только в течение последних лет изучением различных аспектов софтовых умений занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Интересными, на наш взгляд, являются публикации следующих ученых, рассматривающих вопросы изучения софтскиллс в педагогической сфере: И.Р. Левина, С.Сукарди, С. Васансакумари, А.В. Гизатуллина, О.В. Шатунова, О.Л. Чуланова, М. М. Роблеса, Дж. Л. Ротхерхама, Д. Виллингхама и ряда других.
4 В статье ставится цель отметить важность формирования софтовых умений у педагогов среднего профессионального образования для их личностного развития и профессионального роста на основе анализа результатов социологических опросов, проведенных учеными кафедры профессионального образования ГАОУ ДПО «Ленинградской областной институт развития образования» в 2019 и 2020 гг. [3, 8].
5 Для решения поставленной задачи поясним, что феномен софтовые умения является поликомпонентной категорией. Так, согласно толковому словарю английского языка Коллинза он включает в себя здравый смысл, способность взаимодействовать с людьми и положительный настрой [11].
6 В то же время среди ученых таксономии софтовых умений разнятся. Рассмотрим некоторые из них подробнее. Так, В. Шипилов утверждает, что в основе классификации софтовых умений должен лежать принцип простоты восприятия. В связи с этим автор выделяет четыре основных направления:
  1. Базовые коммуникативные навыки, которые помогают развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при взаимодействии с окружающими.
  2. Навыки селф-менеджмента, необходимые для эффективного контроля личного состояния, времени и процессов.
  3. Навыки эффективного мышления, то есть управление процессами в голове для их систематизации.
  4. Управленческие навыки, которые требуются людям на этапе, когда они становятся руководителями [10].

views: 305

Readers community rating: votes 0

1. Gizatullina A. V., Shatunova O.V. Nadprofessional'nye navyki uchitelej // Mir pedagogiki i psikhologii, 2019 [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://scipress.ru/pedagogy/articles/nadprofessionalnye-navyki-uchitelej.html (data obrascheniya: 21.03.2021)

2. Ivonina A. I. Sovremennye napravleniya teoreticheskikh i metodicheskikh razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov / A.I. Ivonina, O.L. Chulanova, Yu. M. Davletshina // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2017 [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (data obrascheniya: 20.03.2021)

3. Izuchenie potrebnostej i uslovij sovershenstvovaniya kadrovogo potentsiala dlya razvitiya regiona: Materialy monitoringovykh issledovanij v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya) / pod obsch. red. V. P. Toporovskogo. – SPb.: GAOU DPO «LOIRO», 2019. – 292 s.

4. Levina I. R. Razvitie sotsial'nogo intellekta pedagoga-muzykanta v protsesse professional'noj vuzovskoj podgotovki: dis. … d-ra ped. nauk. – Ufa, 2019. – 412 s.

5. Maron A. E., Moshtakov A. A. Podgotovka prepodavatelej k uspeshnoj deyatel'nosti v usloviyakh obrazovatel'nogo klastera // Obrazovanie: resursy razvitiya. Vestnik LOIRO. – 2013.-№3. – S.53-57.

6. Pasport natsional'nogo proekta «Obrazovanie» [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://edu.gov.ru/national-project/ (data obrascheniya: 27.09.2020)

7. Protokol zasedaniya kollegii [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://docs.edu.gov.ru/document/f2778414aa12c63167ae732c29535bab/ (data obrascheniya: 29.11.2020)

8. Resursy razvitiya kadrovogo potentsiala regiona v sovremennykh usloviyakh (po rezul'tatam monitoringovykh issledovanij i nauchno-prakticheskoj konferentsii). – SPb.: GAOU DPO «LOIRO», 2020. – 239 s.

9. Toporovskij V. P. Ehtapnyj podkhod k professional'nomu razvitiyu pedagoga v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya // Professional'noe obrazovanie: vyzovy vremeni i perspektivy razvitiya. – Gatchina, 2020. – S. 247-253.

10. Shipilov V. Perechen' navykov soft-skills i sposoby ikh razvitiya [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (Data obrascheniya: 22.03.2021).

11. Collins Online Dictionary [Electronic resource]. – Access mode: https://www.collinsdictionary.com/ (date of reference: 22.03.2021).

12. Robles M.M. Executive perceptions of the top 10 soft skills needed in today’s workplace / M.M. Robles // Business Communication Quarterly, 2012. – P.453-465.

Система Orphus

Loading...
Up