Формирование софтовых умений как условие личностно-профессионального роста педагогов системы СПО

 
Код статьиS181570410019629-6-1
DOI10.54884/S181570410019629-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Ленинградский областной институт развития образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Преподаватель
Аффилиация: Киришский политехнический техникум
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Доцент кафедры профессионального образования
Аффилиация:
Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
Ленинградский областной институт развития образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы137-141
Аннотация

В статье рассматривается значимость формирования софтовых умений для личностного роста и профессионального развития педагогов СПО. На основе анализа результатов мониторинговых исследований подтверждается необходимость трансформации подходов к подготовке педагогов региональной системы СПО для организации эффективной работы и плодотворного взаимодействия всех субъектов образовательных отношений. В статье делается вывод о том, что вусловиях регулярного обновления ландшафта сети колледжей и техникумо и, повышения значимости новых софтовых умений требуются дальнейшее совершенствование модели обучения педагогов СПО.

Ключевые словасофтовые умения, профессиональная компетентность, развитие, мониторинг, среднее профессиональное образование, трансформация
Получено08.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов12814
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Приоритетным направлением, заявленным в национальном проекте «Образование» 2019-2024 гг., является создание условий для непрерывного профессионального совершенствования педагогов. Также в федеральном проекте «Учитель будущего» указано на необходимость внедрения к 2024 году национальной системы профессионального роста педагогических работников. В рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» обозначены модели обучения по программам дополнительного профессионального образования для взрослых [6]. Одним из основных вопросов повышения квалификации работников системы образования, как было указано на заседании коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 23.10.2020 г., станет формирование нового набора компетенций педагогов [7].
2 Сегодня уже становится очевидным, что компетентность педагога не сводится только к знанию психологии и владению содержанием и методикой преподавания своей дисциплины. На первый план выступают личностные умения, которые позволяют педагогу выстраивать эффективное взаимодействие со всеми субъектами образовательных отношений, а в итоге – улучшать качество образования. Унифицированного термина для обозначения таких умений в области педагогики пока не существует. Их называют надпрофессиональными, ключевыми, метапредметными или универсальными компетентностями, навыками будущего или гибкими навыками, социальным интеллектом, мягкими компетенциями, софтовыми умениями или софтскиллс [1].
3 Уточним, что в данной статье нами будет использован для раскрытия темы термин софтовые умения. Анализ литературы показывает, что только в течение последних лет изучением различных аспектов софтовых умений занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Интересными, на наш взгляд, являются публикации следующих ученых, рассматривающих вопросы изучения софтскиллс в педагогической сфере: И.Р. Левина, С.Сукарди, С. Васансакумари, А.В. Гизатуллина, О.В. Шатунова, О.Л. Чуланова, М. М. Роблеса, Дж. Л. Ротхерхама, Д. Виллингхама и ряда других.
4 В статье ставится цель отметить важность формирования софтовых умений у педагогов среднего профессионального образования для их личностного развития и профессионального роста на основе анализа результатов социологических опросов, проведенных учеными кафедры профессионального образования ГАОУ ДПО «Ленинградской областной институт развития образования» в 2019 и 2020 гг. [3, 8].
5 Для решения поставленной задачи поясним, что феномен софтовые умения является поликомпонентной категорией. Так, согласно толковому словарю английского языка Коллинза он включает в себя здравый смысл, способность взаимодействовать с людьми и положительный настрой [11].
6 В то же время среди ученых таксономии софтовых умений разнятся. Рассмотрим некоторые из них подробнее. Так, В. Шипилов утверждает, что в основе классификации софтовых умений должен лежать принцип простоты восприятия. В связи с этим автор выделяет четыре основных направления:
  1. Базовые коммуникативные навыки, которые помогают развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при взаимодействии с окружающими.
  2. Навыки селф-менеджмента, необходимые для эффективного контроля личного состояния, времени и процессов.
  3. Навыки эффективного мышления, то есть управление процессами в голове для их систематизации.
  4. Управленческие навыки, которые требуются людям на этапе, когда они становятся руководителями [10].

всего просмотров: 298

Оценка читателей: голосов 0

1. Гизатуллина А. В., Шатунова О.В. Надпрофессиональные навыки учителей // Мир педагогики и психологии, 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/nadprofessionalnye-navyki-uchitelej.html (дата обращения: 21.03.2021)

2. Ивонина А. И. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников / А.И. Ивонина, О.Л. Чуланова, Ю. М. Давлетшина // Интернет-журнал «Науковедение», 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 20.03.2021)

3. Изучение потребностей и условий совершенствования кадрового потенциала для развития региона: Материалы мониторинговых исследований в системе среднего профессионального образования) / под общ. ред. В. П. Топоровского. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. – 292 с.

4. Левина И. Р. Развитие социального интеллекта педагога-музыканта в процессе профессиональной вузовской подготовки: дис. … д-ра пед. наук. – Уфа, 2019. – 412 с.

5. Марон А. Е., Моштаков А. А. Подготовка преподавателей к успешной деятельности в условиях образовательного кластера // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2013.-№3. – С.53-57.

6. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 27.09.2020)

7. Протокол заседания коллегии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/f2778414aa12c63167ae732c29535bab/ (дата обращения: 29.11.2020)

8. Ресурсы развития кадрового потенциала региона в современных условиях (по результатам мониторинговых исследований и научно-практической конференции). – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. – 239 с.

9. Топоровский В. П. Этапный подход к профессиональному развитию педагога в условиях модернизации образования // Профессиональное образование: вызовы времени и перспективы развития. – Гатчина, 2020. – С. 247-253.

10. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (Дата обращения: 22.03.2021).

11. Collins Online Dictionary [Electronic resource]. – Access mode: https://www.collinsdictionary.com/ (date of reference: 22.03.2021).

12. Robles M.M. Executive perceptions of the top 10 soft skills needed in today’s workplace / M.M. Robles // Business Communication Quarterly, 2012. – P.453-465.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх