Modern trends in the organization of the educational process at the university with the use of pedagogical support

 
PIIS181570410019606-1-1
DOI10.54884/S181570410019606-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Lecturer at the Department of Foreign Languages
Affiliation: Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages100-106
Abstract

The article makes an attempt to comprehend the current trends in the organization of the educational process at the university. The need for changes in the field of education is due to the social order of the digital society. The author considers the possibilities of modernizing the organization of the educational process at the university on the basis of pedagogical supports, the formation of metasubject competence, changes in the interaction of a teacher and a student, digitalization, taking into account the psychological characteristics of generation Z, which basically do not have a pronounced channel of information perception (they are digital) and interact well with digital devices. Taking into account the modern educational paradigm of teaching in higher education, metasubject results are described that lead to the formation of the student's metasubject competence and the teacher's meta-literacy and metareflection. The micromodels of the organization of the modern educational process at the university from reproductive to heuristic are shown. Variants of the use of pedagogical supports for the formation of basic skills (soft and hard) of a future specialist in the framework of professional and personal development are proposed.

Keywordseducational process, pedagogical support, metasubject competence, basic skills, digitalization
Received07.04.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters16802
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В соответствии с быстро растущими запросами общества меняется и образовательная парадигма, которая предполагает обучение в течение всей жизни (Lifelong Learning). Современные студенты должны быть конкурентоспособными и умеющими самостоятельно получать необходимую информацию, а также быстро и правильно ее обрабатывать. От качества саморазвития и обученности зависит профессионализм будущего специалиста.
2 Современное общество старается стать гуманным и информационным. В основных законодательных документах по образованию делается акцент на гуманистический характер преобразований, ведущих к повышению качества обучения. Эти тенденции влияют на необходимость модернизации как системы образования в целом, так и технологий образовательного процесса.
3 Теперь каждое направление воздействия на образовательный процесс рассмотрим подробнее. Цифровизация образовательного пространства предполагает внедрение в процесс обучения цифровых педагогических опор, которые используются или создаются с помощью информационно-коммуникационных технологий [3].
4 Ареал применения педагогических опор охватывает все образовательное пространство. Они могут служить основой для создания занятия или курса, являться поддержкой для выполнения учебной задачи или стимулом для творческого задания, а также педагогическим инструментом для развития компетенций и навыков.
5 С одной стороны, педагогическая опора – это информационные ориентиры (вербального или невербального вида), побуждающие обучающихся сконцентрировать свое внимание на существенном, сокращая меру неопределенности в интерпретации полученного знания, что приводит к уменьшению ошибок в учебной деятельности. С другой стороны, это отвечающий определенным целям полифункциональный педагогический инструмент, который служит как для врéменной поддержки учебных действий, мотивирующего воздействия, генерализации знаний, развития различных видов мышления (критического, творческого, алгоритмического, так и для реализации идей комплексности, интерактивности, цифровизации и адаптивности учебного процесса. Ее семантическое поле должно быть понятно обучающемуся, то есть содержать известные ему знаки. Кроме того, педагогическая опора может быть и частью педагогического дизайна, то есть влиять не только на студента, но и на преподавателя.
6 Авторская система педагогических опор состоит из 164 элементов, которые разделены на четыре группы (вербальные, невербальные, смешанные и бинарные), а также имеют ряд других признаков, позволяющий упростить их подбор для конкретной учебной задачи.
7 Педагогические опоры в вузе ориентируют студентов на актуализацию существенных признаков изучаемых понятий, то есть реализуют идею генерализации знаний. Педагогический смысл опор выражается в реализации принципов наглядности, адаптивности, интерактивности, систематизации знаний и развития критического, творческого и алгоритмического мышления. В качестве технологического инструментария педагогические опоры выступают цифровое и информационное сопровождение и поддержка усвоения и применения знаний.

views: 367

Readers community rating: votes 0

1. Zorina E. M. Ispol'zovanie pedagogicheskikh opor v metode upravlyaemykh otkrytij // Innovatsionnoe obrazovatel'noe prostranstvo: teoriya i praktika obucheniya inostrannym yazykam i russkomu yazyku kak inostrannomu v vysshej shkole: kol. monogr. Vyp.13. – Kirov: Izd-vo MTsITO, 2020. – S. 78-85.

2. Zorina E. M. Metapredmetnaya kompetentsiya uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa kak chast' metodicheskoj kompetentnosti // Voprosy pedagogiki. – 2019. – №8-2. – S. 43-54.

3. Zorina E. M., Monakhova L. Yu. Tsifrovye pedagogicheskie opory v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya pedagogov // Chelovek i obrazovanie. – 2020. – №2(63). – S. 116-121.

4. Koats Dzh. Pokoleniya i stili obucheniya / per. s angl. L. E. Kolbacheva. – M.: MAPDO – Novocherkassk: NOK, 2011. – 121 s., il.

5. Maron A. E., Rezinkina L. V. Ehtapy lichnostno-professional'nogo stanovleniya pedagoga: ot adaptatsii v professii k metadeyatel'nosti // Chelovek i obrazovanie. – 2015. – №3(44). – S. 74-78.

6. Monakhova L.Yu., Ryabokon' E. A. Razvitie lichnosti, kak strategicheskaya liniya sovremennoj sistemy professional'nogo obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie. – 2018. – №2. – S. 336-344.

7. Fel'dshtejn D. I. Glubinnye izmeneniya sovremennogo detstva i obuslovlennaya imi aktualizatsiya psikhologo-pedagogicheskikh problem razvitiya obrazovaniya // Vestnik prakticheskoj psikhologii obrazovaniya. –2011. – №1(26). – S.45-53.

8. Fel'dshtejn D. I. Chelovek v sovremennom mire: vozmozhnosti razvitiya // Chelovek i obrazovanie. – 2009. – №3. – S. 10-16.

9. Sherajzina R.M., Mednik E.A., Traschenkova S.A. Ispol'zovanie vozmozhnostej web-kvestov v obrazovatel'nom prostranstve vuza i shkoly // Sovremennye Web-tekhnologii v tsifrovom obrazovanii: znachenie, vozmozhnosti, realizatsiya: sbornik statej. – Nizhnij Novgorod, 2019. – S. 189-194.

10. Bauerlein M. (2008) The Dumbest Generation: How the Digital Age Stupefies Young Americans and Jeopardizes Our Future (Or, Don't Trust Anyone Under 30). Tarcher, 264 p.

11. Chirkova E. I., Zorina E. M., Chernovets E. G. (2021) Adaptive Testing in E-Learning in High School. In: Bylieva D., Nordmann A., Shipunova O., Volkova V. (eds) Knowledge in the Information Society. PCSF 2020, CSIS 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 184. Springer, Cham, 192-202.

12. Prensky M. (2001) Digital Natives, Digital Immigrants. MCB University Press, Vol. 9, № 5, 1-6.

Система Orphus

Loading...
Up