Practice of normative and legal regulation of the activities of ungraded educational organizations in the aspect of management system improving

 
PIIS181570410019605-0-1
DOI10.54884/S181570410019605-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading researcher of the Center for Content and Learning Technologies
Affiliation: The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
Address: Moscow, 16 Zhukovsky str.
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages93-99
Abstract

The article deals with some issues of management of ungraded educational organizations by normative and legal regulation of their activities at the federal and regional levels, the impact of normative and legal regulation on the preservation and development of educational organizations of this type. Effective management of ungraded educational organizations is associated with solving problems dictated by the specific conditions of the educational work: different-age training, lack of qualified personnel and material resources, etc. The article presents the analysis of regional criteria for classifying educational organizations as    ungraded, identifies climatic, geographical, infrastructural and other features of the subjects of the Russian Federation that affect the activities of ungraded schools and kindergartens. The problems of managing ungraded educational organizations related to the lack of information in open official sources are considered, ways to solve these problems in order to develop effective management solutions for the development of ungraded educational organizations are outlined.

Keywordsungraded educational organization, education management, normative and legal regulation, regional criteria for classifying educational organizations as ungraded, normative and legal acts of the federal and regional levels, open sources of information, effective management decisions, monitoring
Received07.04.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters17470
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Сохранение и развитие малокомплектных образовательных организаций является актуальным вопросом современной российской системы образования. Руководителям малокомплектных образовательных организаций ежедневно приходится сталкиваться с вопросами, продиктованными специфическими условиями ведения учебно-воспитательной работы – разновозрастное обучение, дефицит квалифицированных кадров и материальных ресурсов, необходимость постоянного использования информационно-коммуникационных технологий при отсутствии должной инфраструктуры и т.д.
2 Процесс выработки действенных управленческих решений по развитию малокомплектных образовательных организаций осложняется недостатком информации в открытых официальных источниках. В настоящий момент отсутствует единый реестр малокомплектных образовательных организаций федерального уровня, содержащий актуальные сведения об их количестве и региональных критериях определения малокомплектности, запрос о количестве малокомплектных образовательных организаций в субъектах РФ не включен в форму федерального статистического наблюдения № ОО-1. Проблемы малокомплектных школ и детских садов озвучиваются выборочно и эпизодически, в основном в открытых источниках информации регионального уровня.
3 В статье рассматриваются актуальные направления нормативно-правового регулирования деятельности малокомплектных образовательных организаций на федеральном и региональном уровнях, выявляются критерии отнесения образовательных организаций к малокомплектным на основании информации, размещенной в открытых общедоступных ресурсах.
4 Единого, универсального для всех субъектов РФ определения малокомплектных образовательных организаций федерального уровня не существует. Причина заключается в существенных региональных различиях: сложно выработать единый критерий отнесения образовательных организаций к малокомплектным в силу климатических, ландшафтных, инфраструктурных, ментальных и иных особенностей субъектов РФ.
5 На федеральном уровне порядок отнесения образовательных организаций к малокомплектным определен в части 4 статьи 99 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации » [10]. Определение критериев, необходимых для отнесения образовательных организаций к малокомплектным, возложено непосредственно на органы государственной власти субъектов РФ. В законе обозначены лишь три возможных направления определения малокомплектности: удаленность от иных образовательных организаций, транспортная доступность и численность обучающихся. Также законом определено, что нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования для малокомплектных образовательных организаций не зависят от количества обучающихся.

views: 351

Readers community rating: votes 0

1. V 2019 godu v Ul'yanovskoj oblasti budut rabotat' 74 malokomplektnye shkoly // Informatsionnyj portal «UlPravda.ru» [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://ulpravda.ru/rubrics/soc/v-2019-godu-v-ulianovskoi-oblasti-budut-rabotat-74-malokomplektnye-shkoly

2. Demidova Yu. V., Zimnyukova N. N. Informatizatsiya kak instrument optimizatsii sistemy pitaniya v obscheobrazovatel'nykh organizatsiyakh // Chelovek i obrazovanie – 2020. – № 3 (64). – S. 74-81.

3. Mindzaeva Eh. V., Beshenkov S. A., Adamchuk D. V. Informatsionnye aspekty razvitiya sistem upravleniya v sfere organizatsii pitaniya obuchayuschikhsya i vospitannikov: vedomstvennyj monitoring organizatsii pitaniya, sotsiologicheskie issledovaniya udovletvorennosti sistemoj pitaniya, nezavisimaya otsenka kachestva pitaniya v obrazovanii // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. – 2019. – № 3 (35). – S. 5-19.

4. Pis'mo Ministerstva Prosvescheniya Rossijskoj Federatsii ot 26 avgusta 2019 goda № TS-2008/03 «O napravlenii instruktivnogo pis'ma po voprosu sovershenstvovaniya pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti malokomplektnykh obrazovatel'nykh organizatsij, realizuyuschikh osnovnye obscheobrazovatel'nye programmy» // Informatsionno-pravovaya baza «Tekhehkspert» [Ehlektronnyj resurs]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/563400402.

5. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federatsii ot 29 dekabrya 2010 goda № 189 «Ob utverzhdenii SanPiN 2.4.2.2821-10 «Sanitarno-ehpidemiologicheskie trebovaniya k usloviyam i organizatsii obucheniya v obscheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh» // Informatsionno-pravovaya baza «Tekhehkspert» [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902256369.

6. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federatsii ot 28 sentyabrya 2020 goda № 28 «Ob utverzhdenii sanitarnykh pravil SP 2.4.3648-20 «Sanitarno-ehpidemiologicheskie trebovaniya k organizatsiyam vospitaniya i obucheniya, otdykha i ozdorovleniya detej i molodezhi» // Informatsionno-pravovaya baza «Tekhehkspert» [Ehlektronnyj resurs]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/566085656.

7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossijskoj Federatsii ot 16 yanvarya 2002 goda № 103 «O restrukturizatsii seti obscheobrazovatel'nykh uchrezhdenij, raspolozhennykh v sel'skoj mestnosti» // Normativno-pravovaya baza «Kontur. Normativ» [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=9721.

8. Rasporyazhenie Pravitel'stva Penzenskoj oblasti ot 19 dekabrya 2018 goda № 691-rP «Ob utverzhdenii Perechnya malokomplektnykh obrazovatel'nykh organizatsij na territorii Penzenskoj oblasti na 2019 god» // Informatsionno-pravovaya baza «Tekhehkspert» [Ehlektronnyj resurs]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/550296806.

9. Svedeniya po forme federal'nogo statisticheskogo nablyudeniya № OO-1 «Svedeniya ob organizatsii, osuschestvlyayuschej obrazovatel'nuyu deyatel'nost' po obrazovatel'nym programmam nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya» na nachalo 2020/21 uchebnogo goda// Bank dokumentov Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federatsii [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ed3ca74f26a1dc055a313991f66d2fa3/.

10. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federatsii ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» (s izmeneniyami na 24 marta 2021 goda) // Informatsionno-pravovaya baza «Tekhehkspert» [Ehlektronnyj resurs]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617.

Система Orphus

Loading...
Up