Resource-based approach to creating a health-developing educational environment in gymnasium

 
PIIS181570410019604-9-1
DOI10.54884/S181570410019604-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Principal of Gymnasium
Affiliation: Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
Address: Russian Federation, Ulyanovsk
Occupation: Deputy Director for Scientific and Methodological Work
Affiliation: Gymnasium № 1 named after V.I. Lenin
Address: Russian Federation, Ulyanovsk
Occupation: Professor of the Department of Pedagogy and Social Work
Affiliation: Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
Address: Russian Federation, Ulyanovsk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages87-92
Abstract

The article discusses the theoretical meanings of the use of resources to develop the student health in the educational environment of the gymnasium. The key aspects of the implementation of the resource approach to the creation of a healthy educational environment in the gymnasium are revealed. The authors present the content of the concepts "health", "health development", "health-developing educational environment" in the context of a health-developing educational process. The resource approach is interpreted from anthropological, psychological, pedagogical standpoints. The essence of the resource approach is revealed in relation to the demand for resources by various groups for the creation of these spaces. Attention is focused on the creation of HDEE spaces for the development and preservation of the students’ health in the gymnasium.

Keywordsstudent’s health, health development, health-developing educational environment, resources, resource approach
Received07.04.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters14820
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Исследование проблемы ресурсного подхода к созданию здоровьеразвивающей образовательной среды в гимназии в условиях реализации требований ФГОС сохраняет свою актуальность и обусловливается особенностями образовательной и педагогической ситуации. Укрепление и развитие здоровья подрастающего поколения рассматриваются как необходимое условие обеспечения человеческого капитала, национальной безопасности и устойчивого развития человека, общества и государства, а подготовка педагогов к образовательной деятельности во благо развития здоровья и качества жизни школьника – как необходимая деятельность с учётом требований ФГОС.
2 Обращение к ресурсам в педагогическом процессе сегодня представляет собой насущную задачу для образовательной организации – как возможность реализовать её образовательный и педагогический потенциал в достижении целей развития и трансформации образования и в области охраны здоровья участников образовательного процесса с целью помочь каждому обучающемуся развивать своё здоровье, а не только сохранять его, сберечь.
3 В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Правительством РФ, одним из важных направлений деятельности школы представлено сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование их здорового образа жизни. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» фиксирует в принципах образовательной политики «приоритет жизни и здоровья человека», а в компетенции и ответственности образовательной организации – создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (Ст. 28) [1]. Развитие здоровья обучающихся в школьной образовательной организации является вызовом для педагогов и управленцев, организующих образовательный процесс и достаточно компетентных в использовании здоровьесберегающих образовательных технологий.
4 Цель данной статьи состоит в том, чтобы представить педагогическую сущность ресурсного подхода к созданию здоровьеразвивающей образовательной среды в гимназии, что необходимо как для теоретического исследования проблемы здоровьеразвития обучающихся, так и для её практического обеспечения.
5 В педагогической теории и практике достаточно исследована проблематика здоровьесохранения и здоровьесбережения школьников: идеи и принципы здоровьесберегающего образования (Г. Л. Апанасенко, М. М. Безруких, И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, Г. Е. Гун, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, М. Г. Колесникова, В. Н. Максимова, Н. М. Полетаева, Н. К. Смирнов, Б. М. Суртаев, Л. Г. Татарникова и др.); медико-экологические, социально-психологические аспекты влияния новых технологий на развитие человека и его здоровье в системе непрерывного образования (С. В. Алексеев, В. Ф. Базарный, М. М. Безруких, С. Л. Братченко, О. С. Васильева, Э. М. Казин, В. В. Колбанов, С. С. Лебедева, Н. В. Третьякова и другие).

views: 277

Readers community rating: votes 0

1. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii». [Ehlektronnyj resurs] URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (data obrascheniya: 20.02.2021).

2. Novichkova N. M., Lebedeva O. Yu. Razvitie zdorov'ya shkol'nika: opredelenie ponyatiya v kontekste pedagogicheskogo issledovaniya //Zdorov'e i obrazovanie v KhKhI veke. – 2017. Vol. 19. No 10. – S. 403-406.

3. Novichkova N. M., Lebedeva O. Yu. Sozdanie zdorov'erazvivayuschej sredy gimnazii: teoretiko-metodologicheskie aspekty //Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya nauki CCI veka. Shag v buduschee. Sankt-Peterburg. – SPb.: Izdatel'stvo «Kul'tInformPress», 2017. – 450 s.

4. Klochkova L. I. Realizatsiya idej resursnogo podkhoda v razvitii vospitaniya shkol'nikov: k voprosu o sisteme ponyatij // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014. – № 3. [Ehlektronnyj resurs] URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12821 (data obrascheniya: 22.02.2021).

5. Slobodchikov V.I. Kontseptual'nye osnovy antropologii sovremennogo obrazovaniya //Obrazovanie i nauka. – 2010. – №1. – S. 11-21.

6. Novichkova N. M. Antropologicheskie osnovaniya gumanisticheskogo obrazovatel'nogo protsessa //Chelovek i obrazovanie. – 2014. – № 1. – S. 61-64.

7. Fadel' Ch., Byalik M., Trilling B. Chetyrekhmernoe obrazovanie: Kompetentsii, neobkhodimye dlya uspekha: per. s angl. – M.: Izdatel'skaya gruppa «Tochka», 2018. – 240 s.

8. Leont'ev D. A. Lichnostnyj potentsial: struktura i diagnostika. // A.Zh. Averina, L.A. Aleksandrova, I.A. Vasil'ev, T.O. i dr. Leont'ev D.A. (Red.). M.: Izdatel'stvo «Smysl», 2011. – 675 s.

9. Ivanova T. Yu., Leont'ev D. A., Osin E. N. i dr. Sovremennye problemy izucheniya lichnostnykh resursov v professional'noj deyatel'nosti// Organizatsionnaya psikhologiya. – 2018. – Tom 8. – № 1. – S. 85 –121. Ehlektronnyj nauchnyj zhurnal. [Ehlektronnyj resurs] URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/2018-8-1.html (data obrascheniya: 26.02.2021).

10. Lubyankin I. N. Problema resursnogo podkhoda v obrazovanii // Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. № 2 (8). 2005. [Ehlektronnyj resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-resursnogo-podhoda-v-obrazovanii/viewer (data obrascheniya: 16.02.2021).

11. Leont'eva O. V. Kul'turno-obrazovatel'naya sreda vuza kak psikhologo-pedagogicheskaya problema// [Ehlektronnyj resurs] URL: http://jeducation.ru/6_2009/106.html (data obrascheniya: 26.02.2021).

Система Orphus

Loading...
Up