Ресурсный подход к созданию здоровьеразвивающей образовательной среды в гимназии

 
Код статьиS181570410019604-9-1
DOI10.54884/S181570410019604-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Директор ОГБОУ «Гимназия №1 имени В.И. Ленина»
Аффилиация: ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
Адрес: Российская Федерация, Ульяновск
Должность: Заместитель директора по научно-методической работе
Аффилиация: ОГБОУ «Гимназия №1 имени В.И. Ленина»
Адрес: Российская Федерация, Ульяновск
Должность: Профессор кафедры педагогики и социальной работы
Аффилиация: ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
Адрес: Российская Федерация, Ульяновск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы87-92
Аннотация

В статье рассматриваются теоретические смыслы использования ресурсов к развитию здоровья школьников в образовательной среде гимназии. Раскрыты ключевые аспекты реализации ресурсного подхода к созданию здоровьеразвивающей образовательной среды (ЗРОС) в гимназии. Авторы представляют содержание понятий «здоровье», «развитие здоровья», «здоровьеразвивающая образовательная среда» в контексте здоровьеразвивающего образовательного процесса. Ресурсный подход трактуется с антропологической, психологической, педагогической позиций. Раскрывается сущность ресурсного подхода применительно к востребованию ресурсов различных групп для создания этих пространств.Внимание акцентируется на создании пространств ЗРОС для развития и сбережения здоровья учащихся гимназии.

Ключевые словаздоровье школьника, развитие здоровья, здоровьеразвивающая образовательная среда, ресурсы, ресурсный подход
Получено07.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов14820
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Исследование проблемы ресурсного подхода к созданию здоровьеразвивающей образовательной среды в гимназии в условиях реализации требований ФГОС сохраняет свою актуальность и обусловливается особенностями образовательной и педагогической ситуации. Укрепление и развитие здоровья подрастающего поколения рассматриваются как необходимое условие обеспечения человеческого капитала, национальной безопасности и устойчивого развития человека, общества и государства, а подготовка педагогов к образовательной деятельности во благо развития здоровья и качества жизни школьника – как необходимая деятельность с учётом требований ФГОС.
2 Обращение к ресурсам в педагогическом процессе сегодня представляет собой насущную задачу для образовательной организации – как возможность реализовать её образовательный и педагогический потенциал в достижении целей развития и трансформации образования и в области охраны здоровья участников образовательного процесса с целью помочь каждому обучающемуся развивать своё здоровье, а не только сохранять его, сберечь.
3 В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Правительством РФ, одним из важных направлений деятельности школы представлено сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование их здорового образа жизни. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» фиксирует в принципах образовательной политики «приоритет жизни и здоровья человека», а в компетенции и ответственности образовательной организации – создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (Ст. 28) [1]. Развитие здоровья обучающихся в школьной образовательной организации является вызовом для педагогов и управленцев, организующих образовательный процесс и достаточно компетентных в использовании здоровьесберегающих образовательных технологий.
4 Цель данной статьи состоит в том, чтобы представить педагогическую сущность ресурсного подхода к созданию здоровьеразвивающей образовательной среды в гимназии, что необходимо как для теоретического исследования проблемы здоровьеразвития обучающихся, так и для её практического обеспечения.
5 В педагогической теории и практике достаточно исследована проблематика здоровьесохранения и здоровьесбережения школьников: идеи и принципы здоровьесберегающего образования (Г. Л. Апанасенко, М. М. Безруких, И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, Г. Е. Гун, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, М. Г. Колесникова, В. Н. Максимова, Н. М. Полетаева, Н. К. Смирнов, Б. М. Суртаев, Л. Г. Татарникова и др.); медико-экологические, социально-психологические аспекты влияния новых технологий на развитие человека и его здоровье в системе непрерывного образования (С. В. Алексеев, В. Ф. Базарный, М. М. Безруких, С. Л. Братченко, О. С. Васильева, Э. М. Казин, В. В. Колбанов, С. С. Лебедева, Н. В. Третьякова и другие).

всего просмотров: 276

Оценка читателей: голосов 0

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения: 20.02.2021).

2. Новичкова Н. М., Лебедева О. Ю. Развитие здоровья школьника: определение понятия в контексте педагогического исследования //Здоровье и образование в ХХI веке. – 2017. Vol. 19. No 10. – С. 403-406.

3. Новичкова Н. М., Лебедева О. Ю. Создание здоровьеразвивающей среды гимназии: теоретико-методологические аспекты //Фундаментальные и прикладные исследования науки CCI века. Шаг в будущее. Санкт-Петербург. – СПб.: Издательство «КультИнформПресс», 2017. – 450 с.

4. Клочкова Л. И. Реализация идей ресурсного подхода в развитии воспитания школьников: к вопросу о системе понятий // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12821 (дата обращения: 22.02.2021).

5. Слободчиков В.И. Концептуальные основы антропологии современного образования //Образование и наука. – 2010. – №1. – С. 11-21.

6. Новичкова Н. М. Антропологические основания гуманистического образовательного процесса //Человек и образование. – 2014. – № 1. – С. 61-64.

7. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха: пер. с англ. – М.: Издательская группа «Точка», 2018. – 240 с.

8. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал: структура и диагностика. // А.Ж. Аверина, Л.А. Александрова, И.А. Васильев, Т.О. и др. Леонтьев Д.А. (Ред.). М.: Издательство «Смысл», 2011. – 675 с.

9. Иванова Т. Ю., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. и др. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности// Организационная психология. – 2018. – Том 8. – № 1. – С. 85 –121. Электронный научный журнал. [Электронный ресурс] URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/2018-8-1.html (дата обращения: 26.02.2021).

10. Лубянкин И. Н. Проблема ресурсного подхода в образовании // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. № 2 (8). 2005. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-resursnogo-podhoda-v-obrazovanii/viewer (дата обращения: 16.02.2021).

11. Леонтьева О. В. Культурно-образовательная среда вуза как психолого-педагогическая проблема// [Электронный ресурс] URL: http://jeducation.ru/6_2009/106.html (дата обращения: 26.02.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх