Особенности межличностных отношений студентов первых курсов с киберкоммуникативной зависимостью

 
Код статьиS181570410019586-9-1
DOI10.54884/S181570410019586-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры
Аффилиация: Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова, филиал ТЮМГУ в г. Ишиме
Адрес: Российская Федерация, Ишим
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы70-75
Аннотация

В статье рассматривается проблема киберкоммуникативной зависимости в юношеском возрасте. Молодые люди, имеющие интернет-зависимость, чувствуют себя более уверенно и эмоционально комфортно в Интернет-пространстве, склонны к самореализации преимущественно в виртуальной реальности и теряют интерес к достижению успехов в реальной жизни. В результате проведенного экспериментального исследования установлено, что студенты с низким, средним и высоким уровнями киберкоммуникативной зависимости используют разные способы поведения и имеют разные типы отношений с окружающими людьми, которые могут препятствовать или способствовать их личностной самореализации и успешному профессиональному становлению.

Ключевые словапрофессиональное становление, личностная самореализация, интернет-зависимость, киберкоммуникативная зависимость, типы межличностных отношений, способы поведения, юношеский возраст
Получено07.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов10007
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В период юности происходит формирование активной жизненной позиции, личностное и профессиональное самоопределение, формирование убеждений и ценностей. Для того чтобы стать компетентным специалистом, добиваться успехов в выбранной профессии и реализовать свои способности, молодым людям необходимы уверенность в себе, настойчивость, целеустремленность, развитые коммуникативные навыки, критическое и рациональное мышление, эмоциональная устойчивость, умения быстро ориентироваться и принимать решения в ситуациях неопределенности, быть мобильными и конкурентоспособными.
2 На становление личности в юности может оказывать негативное влияние зависимость от пользования сетью Интернет. Киберкоммуникативная зависимость является разновидностью интернет-зависимости, определяется, как зависимость от общения в социальных сетях, форумах, чатах, групповых играх и телеконференциях, что приводит к замене имеющихся в реальной жизни членов семьи и друзей виртуальными [10].
3 М. Ю. Крицина и А. В. Гордеева выявили, что старшеклассники, имеющие киберкоммуникативную зависимость, чувствуют себя увереннее и эмоционально комфортнее в Интернет-пространстве, где они и удовлетворяют потребности в общении и самореализации. В реальных отношениях они испытывают покорность, конформность. В конфликтном взаимодействии стараются держать нейтралитет, не склонны отстаивать собственное мнение [2]. По данным М. М. Эркеновой и Г.С. Галетиной, подростки, предрасположенные к киберкоммуникативной зависимости, более дружелюбны, нерешительны, конформны, застенчивы. Испытуемые, не предрасположенные к киберкоммуникативной зависимости, наоборот, проявляют уверенность в себе, имеют четкую позицию во взаимоотношениях с окружающими людьми, что обеспечивает им большую свободу в общении [8].
4 Т. А. Бергис и Л. Р. Азизовой также установлены более низкие навыки общения у молодых людей юношеского возраста с более высоким уровнем интернет-зависимого поведения. Они отличаются податливостью, неспособностью отказывать, отстаивать свою точку зрения, напряженностью. И наоборот, низкий уровень интернет-зависимости выявлен у молодых людей с более развитыми коммуникативными навыками [1].
5 М. М. Эркенова и Г.С. Галетина отмечают, что студенты, стремящиеся реализовать себя в виртуальном пространстве, не имеют достаточных возможностей удовлетворять свои потребности в реальном мире, что приводит к развитию у них внутриличностных конфликтов. Присущая студентам потребность в самореализации и готовность к самоизменениям не находят адекватного отражения в реальной действительности [9]. Исследователи также отмечают, что в раннем юношеском возрасте интернет-зависимое поведение, удовлетворяя потребность в избирательном общении, накладывает отпечаток на развитие всей личности: на учебную деятельность, формирование избегательных стратегий поведения, потерю интереса к самореализации и достижению успехов в реальном мире, вызывает серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере.

всего просмотров: 380

Оценка читателей: голосов 0

1. Бергис Т. А., Азизова Л. Р. Взаимосвязь интернет-зависимого поведения и особенностей межличностного общения личности раннего юношеского возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2015. – №1. – С. 46–49.

2. Крицина М. Ю., Гордеева А. В. Особенности процесса киберсоциализации подростков в современном информационном пространстве // Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса. Материалы Международной научной конференции студентов и молодых ученых, 17-20 октября. – Донецк, 2017. – С. 52-55.

3. Минаева В. М. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Триста, 2004. – 128 с.

4. Палютина И. Н. Личностные детерминанты зависимости от социальных сетей в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2014/2638/2200_53551_f74df1.pdf (дата обращения: 3. 02. 2021)

5. Cашникова С. Е., Нелидкин А. М., Массала Д. Б. Интернет-зависимость молодежи: проблемы и пути их решения // Интернет как реальность. Сборник докладов II-ой Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 123-129.

6. Тончева А. В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Науковедение. – 2012. – № 4 (13). – С. 138–143. – Режим доступа: — URL https://naukovedenie.ru/PDF/64pvn412.pdf (дата обращения: 5.02.2021)

7. Тончева А. В. Мотивация учебной деятельности подростков с киберкоммуникативной зависимостью [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Науковедение. – 2013. – № 6. – С. 138–143. – Режим доступа: — URL https://naukovedenie.ru/PDF/128PVN613.pdf (дата обращения: 3.02.2021)

8. Эркенова М. М., Галетина Г. С. Гармонизация структур интегральной индивидуальности студентов как условие профилактики киберкоммуникативной зависимости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: — URL https://pglu.ru/upload/iblock/728/38.pdf (дата обращения: 3.02.2021)

9. Эркенова М. М., Галетина Г. С. Тенденции развития киберкоммуникативной зависимости в юношеском возрасте // Прикладная психология и психоанализ. – 2015. – №4. – С. 12 – 16.

10. Young K. S. Treatment outcomes with Internet Addicts // CyberPsychology & Behavior. – 2007. – Vol. 10. – № 5. – Р. 13-16.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх